logo search
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства

На смену «старой буржуазной» интеллигенции должны были прийти новые кадры, подготовленные в советских вузах. Государство регулировало социальный состав студенчества. Была расширена сеть рабфаков и курсов для подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы. В вузах могли обучаться: дети рабочих – 51,5%, дети крестьян – 16,5%, остальные места занимали дети потомственной интеллигенции (32%). К концу 30-х годов в общей численности специалистов новые специалисты, подготовленные за годы советской власти, составили более 80%. Таким образом, сформировался новый слой советской интеллигенции. Российская интеллигенция, ведущая свою историю с XIXвека, как социальная категория перестала существовать. Это, однако, не означает, что интеллигенция была истреблена полностью. Отчасти она сохранилась в эмиграции. Отдельные представители старой интеллигенции сумели выжить и в СССР, пройдя на службу советской власти или соглашаясь на профессиональное сотрудничество. Уйдя с исторической арены, российская интеллигенция оставила богатейшее культурное наследие, которое в советское время было востребовано лишь частично.

В 1927 г. была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО, существовала до 1938 г.) под руководством академика А.Н. Баха. В ее задачи входила пропаганда марксизма-ленинизма среди научной общественности, борьба за утверждение марксистской методологии в науке. Часто за это дело брались люди, не имевшие достаточного образования. Они стремились внедрить диалектику в рыбное хозяйство, хирургию и сталеплавильное производство. Необходимо заметить, что точные и естественные науки в меньшей степени, чем общественные, пострадали от политизации и некомпетентного вмешательства.

В 1933 году Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву. В 1934 г. были установлены ученые степени и звания, заменившие единое звание, введенное в 1918 г. – «ученый специалист». Крупным событием в научной жизни страны стало создание в 1928 г. Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ),ее возглавил Н.И. Вавилов.

В 30-е годы окончательно оформились научные школы как вокруг ученых старшего поколения – И.П. Павлова, В.И. Вернадского, так и более молодых ученых – школа физиков А.Ф. Иоффе, Д.С. Рождественского, математиков Н.Н. Лузина, И.М. Виноградова, биологов И.В. Мичурина, Н.И. Вавилова. Состоявшийся в 1935 г. Международный конгресс физиологов признал И.П.Павлова главой физиологов мира. На мировом уровне велись исследования в области ядерной физики, радиофизики (П.Л. Капица, Б.В. и И.В. Курчатовы). В 30-е годы начались работы по подготовке космических полетов. Большой вклад в теоретическое обоснование освоения космоса внесли труды К.Э. Циолковского. Огромный размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи нефти между Волгой и Уралом; новые запасы угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах; железорудные месторождения на Урале. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт ряда видов сырья.

Вместе с тем некоторые научные направления были административным путем закрыты, так как считались неперспективными или даже ложными. Так, на долгие годы затормозилось развитие генетики, молекулярной биологии, кибернетики. Была осуждена гелиобиология – наука о взаимосвязи солнечных явлений с жизнью земных организмов, основоположником которой был А.Л. Чижевский. Звучали призывы очистить науку от «вражеских элементов». В научных коллективах нагнеталась атмосфера страха.

Историческая наука в 30-е годы была отброшена далеко назад. В 1938 г. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», который на долгие годы стал настольной книгой всех обществоведов. «Краткий курс» был возведен в догму и представлял собой, по сути, историческое оправдание сталинизма. В 1933-34 гг. наметился некоторый поворот в отношении к истории. История потребовалась сталинскому режиму для пропагандистских целей. С этого времени в школу вернулись уроки истории, были восстановлены исторические факультеты в университетах, историческая тематика прочно вошла в литературу и искусство.

Литература и искусство, как и все сферы общественной жизни, должны были быть подчинены «задачам социалистического строительства». В 30-е годы в литературе и искусстве появляется новый художественный метод – социалистический реализм. Творческое наследие и биографии русских классиков интерпретировались в классовом духе. Так, Пушкин превращался в борца с самодержавием, Л. Толстой в «зеркало русской революции». Ведущей темой в литературе и искусстве 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства.В классику советской литературы вошли романы М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М. Шолохова «Тихий Дон», Н. Островского «Как закалялась сталь».

А был ли «социалистический реализм» на самом деле? В советской литературе и искусстве 30-х годов жизнь выглядела проще, чем она была на самом деле. В 30-е годы нарастают мифологизированные представления о действительности. Мы знаем фильмы 30-х годов: «Чапаев», «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Депутат Балтики» – и не знаем практически фильма Всеволода Пудовкина «Конец Санкт-Петербурга», который был создан в эти же годы и на родине не получил признания. С одной стороны, в годы первых пятилеток произошла настоящая техническая революция, был налажен выпуск отечественной пленки, открылись новые киностудии. Лучшие советские фильмы рассказывали о современниках, о событиях революции и гражданской войны. Были и музыкальные комедии, исторические фильмы. Но, с другой стороны, были утверждены жесткие каноны художественного творчества. Метод «социалистического реализма» на практике использовался для политического контроля за художественным процессом. Талантливым людям в таких условиях работы было очень трудно. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, были утрачены, другие не сразу дошли до читателя и зрителя. Только в 1966 г. был издан роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Лишь в годы перестройки М.С. Горбачева увидели свет «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур» А.П. Платонова, «Реквием» А. Ахматовой. Замалчивалось творчество репрессированных В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама. Только за 1937 г. было снято из репертуара и запрещено к постановке из-за «неблагонадежности» авторов 56 пьес. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно пострадали памятники архитектуры. В 30-е годы наблюдается борьба с авангардизмом в искусстве, искоренение инакомыслия. Мы можем говорить, что в 30-е годы была создана сталинская модель в области культуры.