38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
До Октябрьской социалистической революции большая часть населения России (более 70%) была неграмотной. Ликвидация неграмотности взрослого населения рассматривалась как первоочередная задача советской власти. Ленин четко сформулировал проблему «Неграмотный человек стоит вне политики». Необходимо было не только научить людей писать и читать, но и через процесс обучения воздействовать на их умонастроение.
Работой ликвидации неграмотности занимался Наркомпрос.
В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся, с сохранением заработной платы.
В годы гражданской войны организовать эту работу в массовом масштабе не удалось. Не хватало книг, бумаги, карандашей, учительских кадров.
В 1920 г. в Наркомпросе была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Методы работы этой комиссии были очень жесткими. Уклоняющихся от учебы либо лишали продовольственных карточек, либо объявляли дезертирами, арестовывали и насильно приводили в школы ликбеза. Но административно-репрессивные меры не увенчались успехом, а вызывали только недовольство населения.
В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность»,председателем которого был объявлен М.И. Калинин.
К середине 20-х годов многое было сделано для ликвидации неграмотности взрослого населения. К 1926 году уже 51% населения был грамотным. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Стало ясно, чтобы полностью ликвидировать неграмотность, необходимо ввести всеобщее обучение для детей.
С переходом к нэпу в стране постепенно восстанавливалась экономика. Несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик.
Развернулась антирелигиозная пропаганда. Но вопреки этой пропаганде, потихонечку отмечали пасху, крестили детей, служили молебны в церквах. Венчаний было все меньше и меньше: молодежь предпочитала гражданский брак. В моде были новые имена для новорожденных, отражающие дух революционной эпохи. В загсах висели рекомендательные списки с именами: Индустрия, Октябрина, Коммуна, Идея – для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен, Марлен – для мальчиков.
Антирелигиозная пропаганда усилилась в середине 20-х годов. В 1925г. была создана общественная организация «Союз воинствующих безбожников», начался выпуск массовогожурнала «Безбожник». В Казанском и Исаакиевском соборах в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве открылись антирелигиозные музеи. После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.
К началу 30-х годов начался антицерковный террор. С большинства памятников старины, связанных с «религиозными культами», была снята охрана. В старинных русских городах – в Твери, Рязани, Нижнем Новгороде, Самаре, Туле и др. – грабили, сносили и разрушали ценнейшие памятники архитектуры. Очень пострадала Москва. Москва потеряла около трети памятников зодчества, включая церковь Спаса на Бору 1330 г., Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, Сухареву башню, Красные ворота, Храм Христа Спасителя. Закрывались музеи усадебного типа, здания передавались в коммунальное хозяйство. По мере арестов проводились чистки библиотек от книг репрессированных авторов.
Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. и просуществовавший до 1932 г.Это была культурно-просветительная и литературно-художественная организация. Эта организация объединяла рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт ставил перед собой задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата.
Ее теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. Они отрицали классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Они выступали за создание «чистой» пролетарской культуры, и выбрасывали «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.
Известно, что развитие культуры – это единство освоения предшествующей культуры и создания новых культурных ценностей. Источником развития культуры является деятельность каждого нового поколения. Эта деятельность осуществляется в каждый конкретный исторический период на базе того, что было создано до него более ранними поколениями людей, и обязательно включает в себя наследование, освоение и переработку прошлого опыта. Должна существовать историческая связь, культурная преемственность между поколениями. Пролеткульт это отрицал. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике руководством большевистской партии.
Расцвет деятельности Пролеткульта относится на 1918-1920 гг., когда он объединил более полумиллиона человек. В декабре 1920 г. было опубликовано решение ЦК о Пролеткульте, где отвергались попытки выдумывать особую пролетарскую культуру. На первый план ЦК ставил задачу преодоления культурной отсталости. Деятельность Пролеткульта была полностью подчинена требованиям партии. Ее сеть сокращалась. Формально она продолжала существовать до 1932 г., когда было принято постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.