logo search
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».

До Октябрьской социалистической революции большая часть населения России (более 70%) была неграмотной. Ликвидация неграмотности взрослого населения рассматривалась как первоочередная задача советской власти. Ленин четко сформулировал проблему «Неграмотный человек стоит вне политики». Необходимо было не только научить людей писать и читать, но и через процесс обучения воздействовать на их умонастроение.

Работой ликвидации неграмотности занимался Наркомпрос.

В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся, с сохранением заработной платы.

В годы гражданской войны организовать эту работу в массовом масштабе не удалось. Не хватало книг, бумаги, карандашей, учительских кадров.

В 1920 г. в Наркомпросе была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Методы работы этой комиссии были очень жесткими. Уклоняющихся от учебы либо лишали продовольственных карточек, либо объявляли дезертирами, арестовывали и насильно приводили в школы ликбеза. Но административно-репрессивные меры не увенчались успехом, а вызывали только недовольство населения.

В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность»,председателем которого был объявлен М.И. Калинин.

К середине 20-х годов многое было сделано для ликвидации неграмотности взрослого населения. К 1926 году уже 51% населения был грамотным. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Стало ясно, чтобы полностью ликвидировать неграмотность, необходимо ввести всеобщее обучение для детей.

С переходом к нэпу в стране постепенно восстанавливалась экономика. Несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик.

Развернулась антирелигиозная пропаганда. Но вопреки этой пропаганде, потихонечку отмечали пасху, крестили детей, служили молебны в церквах. Венчаний было все меньше и меньше: молодежь предпочитала гражданский брак. В моде были новые имена для новорожденных, отражающие дух революционной эпохи. В загсах висели рекомендательные списки с именами: Индустрия, Октябрина, Коммуна, Идея – для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен, Марлен – для мальчиков.

Антирелигиозная пропаганда усилилась в середине 20-х годов. В 1925г. была создана общественная организация «Союз воинствующих безбожников», начался выпуск массовогожурнала «Безбожник». В Казанском и Исаакиевском соборах в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве открылись антирелигиозные музеи. После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.

К началу 30-х годов начался антицерковный террор. С большинства памятников старины, связанных с «религиозными культами», была снята охрана. В старинных русских городах – в Твери, Рязани, Нижнем Новгороде, Самаре, Туле и др. – грабили, сносили и разрушали ценнейшие памятники архитектуры. Очень пострадала Москва. Москва потеряла около трети памятников зодчества, включая церковь Спаса на Бору 1330 г., Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, Сухареву башню, Красные ворота, Храм Христа Спасителя. Закрывались музеи усадебного типа, здания передавались в коммунальное хозяйство. По мере арестов проводились чистки библиотек от книг репрессированных авторов.

Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. и просуществовавший до 1932 г.Это была культурно-просветительная и литературно-художественная организация. Эта организация объединяла рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт ставил перед собой задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата.

Ее теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. Они отрицали классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Они выступали за создание «чистой» пролетарской культуры, и выбрасывали «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.

Известно, что развитие культуры – это единство освоения предшествующей культуры и создания новых культурных ценностей. Источником развития культуры является деятельность каждого нового поколения. Эта деятельность осуществляется в каждый конкретный исторический период на базе того, что было создано до него более ранними поколениями людей, и обязательно включает в себя наследование, освоение и переработку прошлого опыта. Должна существовать историческая связь, культурная преемственность между поколениями. Пролеткульт это отрицал. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике руководством большевистской партии.

Расцвет деятельности Пролеткульта относится на 1918-1920 гг., когда он объединил более полумиллиона человек. В декабре 1920 г. было опубликовано решение ЦК о Пролеткульте, где отвергались попытки выдумывать особую пролетарскую культуру. На первый план ЦК ставил задачу преодоления культурной отсталости. Деятельность Пролеткульта была полностью подчинена требованиям партии. Ее сеть сокращалась. Формально она продолжала существовать до 1932 г., когда было принято постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».