Глава седьмая устройство тыла и материально-техническое обеспечение
В середине ноября тыловой район Западного фронта, общей глубиной в 300-400 км, ограничивался с востока линией, проходившей через Иваново, Ковров, Меленки и далее к югу; с флангов - разграничительной линией с Калининским и Юго-Западным фронтами.
Граница между фронтовым и армейским тылами была указана директивой заместителя командующего фронтом от 22 октября (и дополнением к ней от 11 ноября) по линии: Александров, Орехово-Зуево, Куровское, Воскресенск, Коломна, Зарайск, Рязань и Спасск-Рязанский - все пункты включительно для армий. По директиве от 3 декабря граница была продолжена на север до Ростова.
Глубина армейского и фронтового тылов обеспечивала нормальное размещение необходимых средств тыловых органов, частей и служб. Густая сеть рельсовых путей и шоссейных дорог, хорошо развитая промышленность, сельское хозяйство, большие запасы местных средств создавали благоприятные условия для организации материального обеспечения войск. Вместе с тем ряд обстоятельств затруднял организацию тыла и снабжения. Из пяти железнодорожных магистралей, подходивших к Москве с востока и юго-востока, две наиболее мощные почти полностью были загружены перевозками по эвакуации. По остальным трем магистралям должны были производиться оперативные перевозки и подвоз необходимых Западному фронту материальных средств.
Во вторую половину ноября усилился подвоз пополнений. Одновременно в состав фронта перебрасывались новые части и соединения. Сложившаяся обстановка настоятельно требовала максимального обеспечения оперативных перевозок. Отправка военных грузов производилась при отсутствии требований на подвижной состав под оперативные перевозки.
Фронтовые базы были развернуты на Горьковской, Московско-Казанской и Ленинской железных дорогах. Распорядительные станции фронта с Управлением начальника района распорядительных станций были расположены на узловых станциях: Владимир, Окатово, Рязань; полевые склады выдвинуты вперед - в районы Юрьев-Польский, Кольчугино, Ундол, Нов. Петушки.
Армейские распорядительные станции располагались у границы с фронтовым тылом, на хорошо развитых железнодорожных станциях. Для организации базирования каждая армия получила железнодорожный участок: 16-я армия - железнодорожный участок Загорск, Александров; 5-я армия - Фрязево, Орехово-Зуево; 33-я армия - Гжель, Куровское; 43-я армия - Бронницы, Воскресенск и 49-я армия - Коломна, Пески и Коломна, Озеры.
В Подмосковье хорошо развита сеть дорог, но их радиальное направление затрудняло организацию базирования и особенно подвоза. С этим затруднением встретились уже при нарезке тыловых разграничительных линий между армиями. Для 16-й армии граница слева устанавливалась по линии: Бельково, Софрино, Озерецкое, Истра, Тарханове Для 5-й армии граница слева - Лачугино, Молзино, Мытищи, Химки, Голицыне, Маурино. Для 33-й армии граница справа - Ликино-Дулево, Люберцы, Переделкино, Внуково, Голицыне и далее совпадала с левой границей 5-й армии. Левая граница 33-й армии шла по линии Слободище, станция Бронницы, Подольск (шоссе общего пользования с 43-й армией), Каменка. Левая граница 43-й армии - станция Пески, Шугарево, Пролетарский, Высокиничи. Левая граница 49-й армии - Рыбное, Коровино, Лаптево и далее по оперативной разграничительной линии до Вороново.
Для ограждения Москвы от перегрузки и освобождения Горьковской автомагистрали от армейских транспортов надо было выделить их из армейского тылового района - так как проезд армейского автотранспорта через Москву был ограничен, а использование Горьковского шоссе запрещено. Это было необходимо сделать, но вместе с тем затруднило организацию базирования и подвоза в 5-ю армию.
Исходя из создавшейся оперативной и тыловой обстановки, директивой фронта по тылу от 19 октября были ограничены переходящие запасы в армейских полевых складах и устанавливались следующие нормы: боекомплекта - не более 0,75, горюче-смазочных матариалов - 1 заправку, продовольствия - 2 дачи, а на фронтовых полевых складах - 1 боекомплект, 2 заправки ГСМ и 2-3 дачи продовольствия. Чтобы еще более разгрузить тылы армий от стационарных запасов, армиям разрешалось в отдельных случаях не создавать своих складов, а давать заявки на подачу всего необходимого непосредственно из фронтовых складов на выгрузочные станции подачи, а автотранспортом - на ДОП.
Армии широко пользовались правом давать заявки на подвоз необходимых им материальных средств из фронтовых полевых складов к станции выгрузки, на ДОП, а иногда и непосредственно к войскам; вместе с тем они не отказывались и от создания своих нелепых складов.
За исключением цифр, определяющих количество винтовочных патронов, все остальные показатели являются приближенными. Из таблицы видно, что общие запасы армейских и фронтовых складов колебались в пределах установленной для хранения нормы переходящих запасов. Кроме того, на территории армейского и фронтового тыла располагались стационарные склады НКО, имевшие большие запасы. Эти запасы сыграли крупную роль в материальном обеспечении фронта во время оборонительного сражения. Благодаря наличию запасов в складах НКО перебои в железнодорожном подвозе не отражались на материальном обеспечении войск.
При среднесуточном фактическом расходе боеприпасов около 0,1 боекомплекта фронт был обеспечен ими вполне достаточно. Исключение составляли мины всех калибров, которых было крайне недостаточно не только в армейских и фронтовых, но и в московских стационарных складах.
Запасы горючего, смазочных материалов и продовольствия превышали установленные нормы. Кроме того, в распоряжение командования поступили большие мобилизационные запасы горючего и смазочных материалов, запасы Комитета резервов и местных окладов Главнефтеснаба. Еще лучше дело обстояло с продовольствием и фуражом. Руководители совхозов, колхозов искали представителей интендантства и частей, чтобы сдать им назначенные к завозу запасы продовольствия и фуража. Весьма охотно продавали свои запасы и колхозники.
Полностью был обеспечен фронт транспортными средствам. В автотранспортных частях фронта имелось около 8000 транспортных автомашин (не считая машин, обслуживающих авиацию); из них более 6000 находились в распоряжении армии и дивизий и около 2000 - в авторезерве фронта. При крупных оперативных перебросках или массовых перевозках грузов большую помощь оказывало Главное Командование своим авторезервом.
Напряженные бои во вторую половину ноября предъявили к органам тыла и снабжения значительно большие требования, чем раньше. Если в октябре и первой половине ноября из фронтовых складов подавалось в армии ежедневно 420 т боеприпасов, то во вторую половину ноября только фактический расход основных видов боеприпасов, перечисленных ниже, составлял 450 т. Соответственно увеличился расход горючего, смазочных материалов, запасных частей; увеличился объем работы для ремонтно-восстановительной службы, для грузов, подлежащих эвакуации. Значительно увеличилось количество грузов для оборонительных работ. Общее количество израсходованных в ноябрьских боях боеприпасов и количество транспортных средств, необходимых для их перевозки, показано в таблице.
Особенно сильно возросли запасы боеприпасов в армейских полевых складах к 6 декабря. Этот рост в основном происходил за счет фронтовых складов, запасы которых снизились, но все же общая обеспеченность фронта боеприпасами к 6 декабря была значительно выше, чем в середине ноября. Органы тыла и снабжения, работая в исключительно трудных условиях, сумели удовлетворять текущие потребности войск и подготовить материальную базу для контрудара Красной Армии.
Полностью фронт был обеспечен и горючим. Переходящие запасы горючего наиболее ходовых марок на фронтовых и армейских складах все время были выше установленной нормы. Движение и объем работы по обеспечению фронта горючим в ноябре видны из таблицы:
Всего за ноябрь пришлось подвезти только с баз производства более 25 000 т горюче-смазочных материалов.
Помимо боеприпасов, горючего, продфуража, подвозилось большое количество инженерного имущества, обмундирования, автобронетанкового имущества. Общий объем грузовых потоков на фронт достигал 20 поездов в сутки. Размер снабженческих перевозок относительно небольшой, но нужно учитывать, что в ноябре эти перевозки приходилось осуществлять в исключительно сложных и трудных условиях. Массовая эвакуация, оперативные перевозки, необходимость организовать движение грузопотоков по новым направлениям сильно усложняли работу органов военных сообщений (ВОСО).
Особенно много трудностей приходилось преодолевать при подвозе грузов в армии и войска. В этом звене особенно важно подать грузы вовремя и именно те категории грузов, в которых войска нуждаются. С этим органы тыла не всегда справлялись. При наличии достаточных общих запасов материальных средств войска в отдельных случаях испытывали недостаток главным образом в боеприпасах, реже в горючем. За исключением недостатка в минах (которых часто не было в распоряжении фронта), недостатки во всем остальном вызывались запозданием с подвозом и отсутствием маневра материальными средствами. Это приводило к тому, что иногда одни нуждались в тех или иных средствах, а у других они были в избытке. Так, например, обеспеченность двух соседних армий, находившихся приблизительно в одинаковых условиях, была совершенно различной: в 49-й армии 76-мм выстрелов для дивизионной артиллерии было 0,2 боекомплекта (1900), а в 50-й армии - 16 боекомплектов (42 000). Происходили перебои в обеспечении войск некоторыми видами продовольствия, например, сахаром (реже жирами). Между тем в полевых складах 33-и армии во второй половине октября имелось 18 дач жиров и 22 дачи сахара; в 49-й армии - 14 дач жиров и 20 дач крупы.
Подобное положение было и с горюче-смазочными материалами. Начальники отделов снабжения горючим (ОСГ) фронта и армии стремились путем использования многочисленных стационарных баз МТС и Главнефтеснаба рассредоточить свои запасы, приблизить их к войскам и тем самым сократить расстояние для подвоза автотранспортом. Но эту весьма ценную инициативу они не довели до конца, не обеспечили своевременного пополнения головных отделений складов горюче-смазочными материалами ходовых марок. Так, например, в Подольском и Лопас-ненском складах 20 ноября имелся только автобензин и тракторный керосин. За смазочными материалами и горючим других марок нужно было посылать автомашины в другие склады.
Верховное Главнокомандование в целях разгрузки Москвы выделило город и ближайшие окрестности из армейского и фронтового тылового района; между тем часть грузов, распределенных по армиям на фронтовых распорядительных станциях, могла попасть на свои распорядительные станции только через Московский узел. В результате в Московском узле произошло скопление вагонов, предназначенных для разных армий. Это потребовало принятия особых мер.
С упорядочением распределения грузов возникали новые затруднения. Распределенные на станции Москва грузы подлежали возвра-щению назад, на армейскую распорядительную станцию, что было явно нецелесообразно. Это и не делалось, так как войска значительную часть грузов получали из подмосковных стационарных складов. Чтобы не распылять грузов, прибывшие вагоны в Москву разгружались в районах стационарных складов, либо подавались на выгрузочные станции.
Напряженность боев, частые изменения оперативной обстановки сильно усложняли организацию подвоза материальных средств к войскам. Нередки случаи, когда резкие перемены в оперативной обстановке вынуждали переадресовывать грузы, находившиеся на пути к своим соединениям. В таких условиях заранее составленный план материально-технического обеспечения играл роль ориентира в решениях многочисленных вопросов, возникавших в результате быстрых изменений обстановки.
Отсутствие под Москвой кольцевых шоссейных дорог также создавало затруднения при организации подвоза. Приходилось использовать пути, подчас недостаточно подготовленные или совсем не подготовленные для работы автотранспорта.
В оборонительной ноябрьской операции задача автотранспорта облегчалась широким применением подвоза по железной дороге до разгрузочной станции (а в отдельных случаях и до огневых позиций артиллерии), чем армейские грунтовые участки фактически выключались, а армейский автотранспорт работал вместе с войсковым в его звене подвоза. Все же в отдельных случаях транспортных средств не хватало, и маневр материальными ресурсами иногда затруднялся.
В заключение нужно указать, что войска фронта вступили в напряженные ноябрьские бои полностью обеспеченными материальными средствами. Работники тыла и довольствующих управлений справились не только с обеспечением текущих потребностей в сложной тыловой и оперативной обстановке, но и сумели подготовить материальную базу для решительного контрнаступления Красной Армии.
- Асть I Краткая характеристика театра военных действий
- Часть II Провал первого наступления немецко-фашистских войск на Москву. Общая обстановка на Западном фронте в начале ноября 1941 года.
- Частьiii
- 14 Ноября Военный Совет Западного фронта доносил товарищу Сталину о положении на своем левом фланге:
- Глава вторая сосредоточение 1, 20 и 10-й резервных армий и других резервов
- Сосредоточение 20-й армии
- Сосредоточение 10-й резервной армии
- Роль железнодорожного транспорта в московской операции
- Роль автотранспорта в Московской операции
- Глава третья оборонительное сражение на правом крыле западного фронта. Обстановка к 16 ноября
- 1. Войска 16-й и 5-й армий продолжали укреплять и совершенствовать занимаемые позиции, отражая попытки немцев проникнуть в наше расположение:
- Задачи войск обеих сторон
- Группировка и соотношение сил сторон
- 14 Ноября слабые части прикрытия 107-й мотострелковой дивизии были сбиты с рубежа Тургиново, Бол. Горки; немцы к утру 15 ноября вышли на фронт Селино, Сенцово, Койдиново.
- Оборонительные бои на волоколамском направлении 18 ноября
- Оборонительные бои 30 и 16-й армий в районе Клин-Солнечногорск 21-26 ноября
- Оборонительные бои 30-й и 16-й армий восточнее Клин-Солнечногорск 27-29 ноября
- 30 Ноября фашистская авиация произвела на Западном фронте, глав-н ым образом на правом крыле фронта, 132 одиночных и групповых вылета.
- Переход немцев к обороне
- Оперативно-тактические выводы
- 3. Немецкое командование не учло особенностей того района театра военных действий на своем северном крыле, где предполагалось осуществить молниеносный удар на Москву с северо-запада.
- Глава четвертая ход событий в центре. Оборона на реке нара (16 ноября - 5 декабря 1941 года) Река Нара как оборонительный рубеж
- Боевое соотношение сил и средств к началу наступления немцев
- 1. Правый участок занимала 5-я армия. Войска армии на 16 ноября, продолжая обороняться на прежних рубежах, частью сил вели наступление с ограниченной целью.
- 2. Центр занимала 33-я армия. В течение 16 ноября продолжала оборонительные работы по всему фронту.
- 3. Левый участок занимала 43-я армия. В течение 16 ноября части армии продолжали укреплять занимаемые рубежи, ведя артиллерийский огонь по скоплениям противника и артиллерийским позициям.
- Устройство тыла
- Наступательные действия немцев на реке Нара
- Прорыв немцев на наро-фоминском направлении
- Выводы по оборонительным боям на реке Наре
- Оперативная обстановка на тульском направлении к концу октября 1941 года. Планы немцев и нашего командования Отход частей 50-й армии и группировка войск для обороны Тулы
- 24 Октября бои в районе северо-восточнее Мценска, где на участке Городище, Мценск действовало не менее одной пехотной дивизии и около 110 танков противника, приняли особенно ожесточенный характер.
- План германского командования по захвату Тулы
- Задачи 50-й армии в общем плане по разгрому тульской группировки противника
- Подготовка Тулы к обороне Организация обороны города
- Работа предприятий на нужды обороны
- Партизанское движение в Тульской области
- Отражение удара немцев на Тулу с юга
- Оборонительные действия на фронте 49-й армии
- Контрманевр 50-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса
- Глава седьмая устройство тыла и материально-техническое обеспечение
- Глава восьмая роль оборонительных рубежей и московской зоны обороны в разгроме немцев под москвой
- 1) Теряева Слобода, Волоколамск; 2) Можайск, Верея; 3) Малоярославец; 4) Солнечногорск; 5) Истра; 6) Звенигород; 7) Кубинка; 8) Наро-Фоминск; 9) Каменка.
- Роль Можайской линии обороны
- Развертывание войск Московской зоны обороны и их роль в разгроме немцев под Москвой
- Противовоздушная оборона
- Организация Москвой помощи фронту
- Заключение
- Перелом в операции
- Заключение
- Положение соседних фронтов
- 7 Января эти войска, закончив перегруппировку, перешли в наступление из района западнее и юго-западнее Белева, нанося удар во фланг и тыл болховской группе противника, оборонявшей западный берег Оки.
- Основные операционные направления и группировка сил противника в обороне
- Боевая характеристика танковых дивизий
- Боевая характеристика пехотных дивизий
- Общий характер обороны противника
- Пути сообщения
- План германского командования
- 4. Политико-моральное состояние германских войск перед Западным фронтом в январе характеризовалось следующими данными;
- Глава третья попытки прорывов на правом крыле западного фронта в конце декабря и начале января
- Глава четвертая наступление центральных армий с рубежа рек нара, руза, москва и развитие операций (25 декабря 1941 года — 17 января 1942 года)
- Ход боевых действий
- Глава пятая наступление армий левого крыла на детчино, козельск, сухиничи и завершение боев за калугу и белев (25 декабря 1941 года — 5-9 января 1942 года)
- Оперативно-тактические выводы по наступлению 49-й армии
- Общее заключение и выводы по Калужской операции
- Развитие наступления 10-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса после занятия Козельска и Белева
- Оперативно-тактические выводы по Белевско-Козельской операции
- Глава шестая общая обстановка на западном фронте в середине января. Прорыв немецкой обороны на волоколамско-гжатском направлении и преследование противника до гжатского оборонительного рубежа
- Прорыв оборонительного рубежа немцев на реке Лама в период 10-15 января 1942 года
- 2. Правее, нарубеже Суворова, Путятино, Владычино обороняются 71 и 56 обр 1 армии.
- 8 Января войска 1-й, 20-й и 16-й армий продолжали боевые и разведывательные действия на прежних рубежах. Ночью прибывающие в состав армии части продолжали сосредоточение в назначенных им районах.
- Преследование немцев до Гжатского оборонительного рубежа в период 15-25 января
- 26 Января начальник штаба армии доносил начальнику штаба фронта:
- Оперативно-тактические выводы из опыта прорывов оборонительных рубежей в январе 1942 года
- План командования Западного фронта по овладению Можайском. Мероприятия армейского командования
- Боевое соотношение сил и средств
- Боевые действия на фронте 10-й армии с целью выхода на железнодорожную рокаду Вязьма—Брянск (5-31 января 1942 года)
- Оперативно-тактические выводы по боевым действиям армий левого крыла в январе 1942 года
- Характер оборонительных сооружений противника в районе Медыни
- Планы командования Западного фронта по овладению Медынью
- Боевое соотношение сил и средств. Глубина операции
- Наступление на Медынь
- Наступление на Мятлево
- Применение авиадесантных отрядов
- 18 Января в 3:36 первая партия авиадесанта в составе 16 кораблей начала вылет с аэродрома Внуково. До 9 часов этого дня в район Знаменка и Желанье было выброшено 452 человека.
- 20 Января в 16:20 десантом была получена новая радиограмма фронта:
- Ход боевых действий 43-й армии
- Работа тыла в Медынско-Мятлевской операции
- 1. В Медынско-Мятлевской операции замысел командования Западного фронта об окружении и уничтожении кондрово-юхново-мятлевской группировки противника не получил своего завершения.
- 3. С тактической стороны в действиях наших войск в Медынско-Мятлевской операции нужно отметить следующее.
- Мероприятия командования 33-й армии по организации наступления
- Наступление 33-й армии к Вязьме
- Состояние и группировка материальных средств фронта к 25 декабря 1941 года
- Пути, средства подвоза и их состояние
- Организация подвоза и снабжения
- Материальное обеспечение прорыва 20-й армии на реке Ламе
- Организация снабжения и подвоза в армиях левого крыла
- Организация управления тылом в наступательной операции
- Организация переброски управления и тылов 16-й армии
- Снабжение танковых частей в зимних условиях
- Глава двенадцатая заключение по январскому периоду
- 1. Оперативно-стратегическое положение сторон на московском стратегическом направлении к январю 1942 года было резко различным.
- 5. Переходя к рассмотрению боевых событий собственно на Западном фронте в январе, следует отметить иной, чем в декабре, общий стиль и характер фронтовой операции.
- Часть VI Общее заключение по Московской операции
- Общий ход Московской операции
- Работа командования
- О характере операций
- О ведении боевых действий
- Опыт организации тыла и материального обеспечения