logo search
istorii_kazahstana

86.Особенности культуры Казахстана хіх века. Школа “Зар-Заман”. Акыны – мыслители: Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы.

 Поэзия "Зар Заман". Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление "эпохи скорби" (зар заман).     Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении "Зар заман" он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай - поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды. К поэтам этого течения обычно относят Дулата Баба-тайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы, Ауба-кира Кердери Боранкулулы и др. Их поэзия - это своеобразный идейный и стилевой синтез, корнями уходящий к творческим традициям жырау (особенно к традициям Шалкииз-жырау и Бухар-жырау). В своих произведениях они в мистических тонах изображают картину мира, приближающегося к неотвратимой гибели. Подсознательное ожидание конца света психологически сближает их поэзию с творчеством жырау эпохи Казахского ханства: Асана Кайгы, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Вместе с тем в центре их миропонимания, как и в ранние века мусульманской эпохи, находятся Коран и произведения околокоранической литературы, в которых было обосновано учение о конце света. Поскольку литература «Зар замана» своим содержанием была тесно связана с идеей казахской государственности и раскрывала религиозные воззрения на мир ее авторов, то в годы господства сталинского режима она была подвергнута жесточайшей критике со стороны официальной науки и к ней был прочно приклеен ярлык реакционной.

Бабатайулы Дулат (1802–1874 гг.)

Ду­лат Ба­батайулы ро­дил­ся в мес­течке меж­ду Бал­ха­шом и Аягу­зом, где ко­чева­ли ро­ды, на­зывав­ши­еся най­ман-сы­баны. Ду­лат хо­рошо знал арабс­кую гра­моту и был для сво­его вре­мени об­ра­зован­ным че­лове­ком. В пес­нях акы­на соз­да­ны ре­аль­ные кар­ти­ны дей­стви­тель­нос­ти, по­каза­ны со­ци­аль­ные про­тиво­речия в ка­захс­кой сте­пи пос­ле лик­ви­дации ханс­тва, ког­да власть бы­ла пе­реда­на сул­та­нам и во­лост­ным пра­вите­лям. Ду­лат изоб­ра­жа­ет тя­желую жизнь на­рода, осуж­да­ет на­силие царс­ких ко­лони­зато­ров («Тегімді менің сұра­саң», «О, Са­ры­арқа, Са­ры­арқа», «Асқар та­удың сәні жоқ»). В про­из­ве­дени­ях «Сүлей­мен­ге», «Ба­раққа», «Кеңес­байға» и дру­гие по­эт кри­тику­ет дей­ствия царс­ких чи­нов­ни­ков, об­ли­ча­ет их по­роки. Ду­лат был пер­вым по­этом в ка­захс­кой по­эзии, ко­торый со­чинял са­тиру. До­шед­шие до нас че­тыре-пять са­тири­чес­ких сти­хот­во­рений прив­несли в ка­захс­кие сти­хи но­вые фор­мы. В сти­хах Ду­лата при­сутс­тву­ют раз­мышле­ния, ин­те­рес­ные об­ра­зы, не­обыч­ные по­воро­ты сло­ва, и этим он как по­эт очень ин­те­ресен. Нап­ри­мер, ха­рак­те­ризуя че­лове­ка с труд­ным ха­рак­те­ром, он срав­ни­ва­ет его с «де­ревом, зас­тывшим от мо­роза». Но в ос­новном сти­хи Ду­лата ди­дак­ти­чес­ко­го, на­зида­тель­но­го пла­на. В 1991 го­ду был из­дан сбор­ник про­из­ве­дений Ду­лата «За­мана са­зы».

Канайулы Шортанбай (1818–1881 гг.)

Са­мый вид­ный акын пе­ри­ода, на­зыва­емо­го «скорб­ные вре­мена». Шор­танбай сос­тя­зал­ся с из­вест­ны­ми акы­нами сво­его вре­мени Шо­же, Орын­ба­ем, Аса­ном. Ро­дил­ся акын в Тур­кестанс­ком районе Юж­но-Ка­захс­тан­ской об­ласти, умер в ауле Ак­су-Аюлы Шетс­ко­го района Жез­казганс­кой об­ласти.

Мо­тивом твор­чест­ва акы­на яви­лись об­щест­вен­но-со­ци­аль­ные стерж­не­вые воп­ро­сы жиз­ни на­рода. Шор­танбая не ос­та­вили рав­но­душ­ным из­ме­нения в жиз­ни об­щест­ва. За­рож­да­ющиеся ка­пита­лис­ти­чес­кие от­но­шения в ка­захс­ком об­щест­ве он счи­тал следс­тви­ем ко­лони­аль­ной по­лити­ки Рос­сии. Акы­на не ра­дова­ли так­же из­ме­нения в об­щест­вен­ном соз­на­нии лю­дей. Те, что поз­же нас­то­ражи­вали Абая «Шо­шимын кейінгі жас ба­лалар­дан», во вре­мена Шор­танбая на­чали про­яв­лять­ся. По­это­му Шор­танбай Ка­найулы, кри­тикуя в сво­их про­из­ве­дени­ях «Ақыр­за­ман» («Ко­нец све­та»), «Зар за­ман», «Ба­ла за­ры», «Тар за­ман», «Опа­сыз жалған» урод­ли­вые, до­сад­ные яв­ле­ния, отк­ры­то по­казы­вал тя­желую жизнь на­рода. Мож­но наз­вать эти про­из­ве­дения кри­ком ду­ши по­эта.

Сбор­ник про­из­ве­дений акы­на под наз­ва­ни­ем «Шор­танбай­дың ба­ла за­ры» из­да­вал­ся в Ка­зани нес­коль­ко раз (1888, 1890, 1894, 1911, 1915). Его сти­хот­во­рения «Зар за­ман», «За­манақыр» вы­пус­ти­ли В. Рад­лов в Санкт-Пе­тер­бурге (1870), Лютш в Таш­кенте (1883).

Са­кен Сей­фул­лин сос­та­вил сбор­ник «Ше­дев­ры ста­рой ли­тера­туры», в ко­торый бы­ло вклю­чено мно­го про­из­ве­дений Шор­танбая. Про­из­ве­дения акы­на вош­ли так­же в сос­тавлен­ную С. Му­кано­вым и К. Бек­хо­жиным «Хрес­то­матию по ка­захс­кой ли­тера­туре» и сбор­ник под наз­ва­ни­ем «Ай­тыс» (1965).

Исс­ле­дова­ни­ями нас­ле­дия Шор­танбая так­же за­нима­лись М. Ауэзов, С. Му­канов, К. Жу­мали­ев, Х. Су­ини­шали­ев, М. Ма­га­уин, С. Ки­раба­ев, Ы. Дуй­сен­ба­ев, Т. Нур­та­зин, Г. Му­саба­ев и дру­гие. Ру­копи­си про­из­ве­дений Шор­танбая хра­нят­ся в Цент­раль­ной на­уч­ной биб­ли­оте­ке На­ци­ональ­ной ака­демии на­ук Рес­публи­ки Ка­захс­тан.

Монкеулы Мурат (1843–1906 гг.)

Акын, жы­рау. Ро­дил­ся в се­ле Ка­рабау Кы­зыл­ко­гинс­ко­го района Аты­ра­ус­кой об­ласти. Ра­но ос­тался си­ротой, вос­пи­тывал­ся у бра­та Ма­тай. Соз­дал мно­жест­во пе­сен, тол­гау и пос­вя­щений, в ко­торых об­ра­щал­ся к ис­то­рии, вос­пе­вал лю­бовь к род­ной зем­ле.

«Үш қиян» — од­но из зна­читель­ных про­из­ве­дений, в ко­тором акын опи­сыва­ет тя­желое по­ложе­ние на­рода, свои сом­не­ния, меч­ты и на­деж­ды.  В сво­их про­из­ве­дени­ях Мон­ке­улы ста­ра­ет­ся ис­поль­зо­вать при­емы и тра­диции сти­хос­ло­жения, ко­торые пе­реда­вались из по­коле­ния в по­коле­ние на про­тяже­нии мно­гих ве­ков. В то же вре­мя, акын при­менял прог­рессив­ные спо­собы вы­раже­ния сво­их мыс­лей, стре­мясь к ре­алис­тичнос­ти, дос­то­вер­ности и конк­рет­ности в соз­да­нии ха­рак­те­ров для сво­их сти­хот­во­рений. Му­рат Мон­ке­улы внес не­малый вклад в раз­ви­тие ка­захс­ко­го ли­тера­тур­но­го язы­ка.

В про­из­ве­дени­ях Мон­ке­улы яр­ко от­ра­жен про­тест бед­но­го лю­да про­тив уг­не­тате­лей, в част­нос­ти, про­тив царс­ких влас­тей.

Мон­ке­улы под­ни­мал воп­ро­сы ог­ромной важ­ности, и, пы­та­ясь в них ра­зоб­рать­ся, час­то об­ра­щал­ся к прош­ло­му сво­его на­рода. Имен­но по­это­му в его про­из­ве­дени­ях оче­вид­на связь меж­ду прош­лым и нас­то­ящим.

Про­из­ве­дения Му­рат Мон­ке­улы опуб­ли­кова­ны в сбор­ни­ках: «Мұрат ақын­ның Ғұмар Қазиұлы­на айтқаны» (Ка­зань, 1908), «Ақын» (Ка­зань, 1912), «Мұрат ақын­ның сөздері» (Таш­кент, 1924), «Бес ғасыр жыр­лай­ды» (1989), «Алқала­са әле­умет» (1991) и т. д. Со­чине­ния Му­рат Мон­ке­улы пе­реве­дены на русс­кий язык.