48. Перестройка и распад ссср (1985 - 1991 гг.)
Осмысление политических процессов в стране возможно лишь при условии четкого представления об экономическом состоянии нашего общества к середине 80-х гг. С одной стороны, за семь десятилетий на месте бывшей полуфеодальной Российской империи была создана одна из могущественных держав мира. И в экономическом соревновании с Западом были достигнуты впечатляющие успехи. С другой стороны, сохранение основных начал административно-командной системы мешало решению главной задачи народнохозяйственного развития — общей интенсификации экономики, развертыванию НТР, переходу от индустриального к научно-индустриальному производству. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания по уровню народнохозяйственного роста, отчасти напоминающего то, какое существовало до 30-х годов. Вместо ускорения социально-экономического развития темпа прироста общественного производства в 12-й пятилетке (1986 -1990 гг.) продолжали падать и в 1989 г. достигли нулевого уровня. Сокращение производства сопровождалось разрушением хозяйственных связей, растущим дефицито, достижением критической величины платежеспособности государства, стремительным падением уровня жизни.
Этап развития страны я 1985—1990 гг. показал бесперспективность существующей социально-экономической системы. К осознанию необходимости перехода к рыночной модели развития общественно-политические силы пришли не сразу, а пройдя ряд этапов:
1) ускорение и перестройка на основе плановой экономики при существующей политической надстройке;
2) обновление социализма через реформы экономической и политической системы;
3) переход к “демократическому социализму” на путях становления регулируемой рыночной экономики;
4) отказ от социализма и переход к рыночной экономике западного образца.
Спад производства, ситуация в финансовой сфере, бюджетный дефицит и внутренний государственный долг, снижение платежеспособности государства на внешнеэкономическом рынке, отсутствие товаров на потребительском рынке толкали руководство страны на принятие радикальных экономических мер.
Летом 1990 г. неправительственной комиссией под руководством академика С. Шаталина и Г. Явлинского был подготовлен проект перехода к рынку за 500 дней. Под давлением консерваторов М. Горбачев отказался от поддержки этой программы. Сторонники Б. Ельцина продолжали выступать за курс радикальных экономических реформ, за возврат России в мировую систему экономики и культуры.
Августовские события 1991 г. и победа российского руководства развязали руки радикальным реформаторам. Правительство России пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике: либерализовало цены, начало приватизацию, т.е. разгосударствление собственности и т.д. Либерализация цен привела к их повышению до уровня (на отдельные товары и услуги даже превысила) мировых цен при росте средней заработной платы в значительно в меньшей степени.
Обновленное правительство России с осени 1993 г., не отказываясь от курса реформ, стремится усовершенствовать некоторые методы государственного регулирования производства. Страна вновь оказалась перед выбором своего пути. Смысл его заключается в следующем: либо, преодолев тяготы и лишения переходного периода, вернуться в лоно мировой цивилизации, либо, не выдержав трудностей этого периода, попытаться возвратиться на неизвестное время назад, к тоталитарному, авторитарному режиму.
Исторический опыт российского реформаторства свидетельствует, что успех будет зависеть от того, удастся ли осуществить радикальные преобразования в минимальные сроки и предотвратить социальный взрыв в стране. Судьба реформ зависит от меняющегося соотношения сил в правящей элите, различных событий внутренней и внешней политики, особенностей национально-государственного устройства России.
А пока нет в стране четкой программы выхода из экономического кризиса. Высокий уровень инфляции привел к неуверенности и тревоге большинства населения о завтрашнем дне, падению авторитета руководства страной, свел на нет накопления населения в сберкассах Спад производства сопровождают рост безработицы и разгул преступности. Это заставляет правительство ужесточать антиинфляционную политику.
Кризисные явления в экономике не обошли стороной и Башкортостан. Составляя единое экономическое пространство с Российской Федерацией, он занимает десятое, место по объему производства промышленной и четвертое место — сельскохозяйственной продукции, седьмое — по объему основных фондов. В Башкортостане производится 25 % общероссийского объема производства нефтеаппаратуры, 44 % — кальцинированной соды, 16 % — химических средств защиты растений, более 10 % — моторных топлив.
Из-за разрыва экономических связей, взаимных неплатежей в 1992 г. объем промышленного производства в республике сократился на 9 % (по РФ — на 18,8 %). В 1993 г. спад производства (кроме продукции сельского хозяйства) продолжался.
Определенные надежды на укрепление взаимовыгодных связей со всеми регионами страны, на урегулирование отношений с центром возлагаются на Федеративный договор и Приложения к нему.
Результатом многолетнего поиска путей дальнейшего политического, экономического и социально-культурного развития Башкортостана стало принятие Верховным Советом нашей республики 11 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Оставаясь в обновленной России, Башкирия пытается по-новому строить с ней отношения, самостоятельно решать вопросы, касающиеся судьбы нашей республики.
Важными событиями стали принятие 24 декабря 1993 г. новой Конституции РБ и подписание 3 августа 1994 г. Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан, практически разрешающего многие вопросы взаимоотношений и разграничивающего предметы ведения, взаимного делегирования полномочий между сторонами.
Таким образом, начавшаяся в 1985 г. перестройка экономических отношений в стране в 1994 г. оказалась далекой от завершения. Из множества концепций перехода к рыночной экономике ни одна из них не стала государственной политикой. Трудности поиска путей и осуществления экономических преобразований со всей тяжестью, как и прежде, легли на плечи большинства населения России.
Драматические по своим последствиям события 19—21 августа 1991 г. породили разные оценки: “либерально-демократическая революция”, “криминальная революция”, “путч заговорщиков” и пр. Для более объективной исторической оценки происшедшего требуется длительное время. Но можно однозначно отметить, что вторая половина 1991 г. явилась временем коренного поворота в истории народов СССР. Объявление большинством республик себя независимыми, решение “тройки” в декабре 1991 г. о денонсации договора 1922 г. об образовании СССР окончательно похоронили проект нового союзного договора.
- 1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
- 6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами
- 2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
- 3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры
- 4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада
- 5. Роль религии в становлении государственности и культуры
- 7. Удельный период в истории России (XII-xvIвв.)
- 8. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Запада и Востока (XIII в.)
- 9. Башкортостан в IX-XV вв
- 10. Культура Древнерусского государства
- 11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного гос-ва (XIV-xvIвв.)
- 12. Эпоха Ивана Грозного
- 13. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в
- 14. Внешняя политика России в XVI-XVII в
- 16. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей
- 17. Военная реформа Петра I и реформы органов управления
- 15. Присоединение Башкирии к Русскому государству
- 18. Социальная и экономическая политика Петра I
- 19. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства
- 20. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
- 21. Внешняя политика России во второй половине XVIII в
- 22. Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX в. Сперанский м.М., Новосильцев н.Н
- 23.Общественные движения в России в первой половине XIX в
- 24. Соц.-экон. Развитие России в первой половине XIX в. Кантонная система управления в Башкортостане
- 25. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Участие Башкортостана в Отечественной войне 1812 г
- 26. Реформы 60-70-х годов XIX в. И их историческое значение
- 27. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60—80 -е гг. XIX в)
- 28. Внешняя политика России во второй половине XIX в
- 29. Экономическая политика с.Ю. Витте и аграрная реформа п.А. Столыпина
- 30. Революция 1905-1907 гг. В России и ее особенности
- 31. Внешняя политика России в конце XIX -начале XX вв
- 32. Образование политических партий в России (конец XIX— начале XX)
- 33. Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)
- 34. Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
- 35. Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
- 36. Октябрьская революция и установление Советской власти
- 37. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)
- 38.Образование автономии Башкортостана
- 39. Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)
- 40. Социально-экономическая и национальная политика советского государства (1921-1941 гг.)
- 41. Культурное строительство в ссср (1921—1941 гг.)
- 42. Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
- 43. Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
- 44. Итоги и уроки мировой и вов. Вклад Башкортостана в Великую Победу
- 45. Общественно-политические процессы в ссср в 1945 - 1984 гг
- 46. Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)
- 47. Внешняя политика Советского Союза в 1945 - 1984 гг
- 48. Перестройка и распад ссср (1985 - 1991 гг.)
- 51. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991-2005 гг)
- 52. Башкортостан в конце хх-хх1 в