logo search
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

27. Культура западноевропейского средневековья

Средние века в истории Западной Европы охватывают период с V по XVI век. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средние века как на «темные века». Эпоха средневековья ассоциировалась с отсталостью, застоем, жестокостями, кровавыми войнами, отсутствием чего-либо светлого и радостного. Однако история культуры западноевропейского общества в средние века была не столь однозначна и одноцветна.

В отдельных сферах, таких, как: наука, искусство западноевропейское средневековье уступало античности. Однако в целом оно означало несомненное продвижение вперед.

Наиболее трудным оказался этап раннего средневековья, когда рождался новый, западный мир. Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи после ее раздела (на Западную и Восточную) в 395 году. Решающую роль в этом процессе сыграли варварские нашествия V века. Были утрачены многие важные достижения античной культуры. На территории Западной Римской империи возникли варварские королевства, такие как: королевство вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосаксонское королевство (Англия). Местное население ассимилировалось с пришельцами. Варвары – новые хозяева Европы – принесли с собой искусство во многом противоположное римскому. Они практически не знали каменной архитектуры, живописи, скульптуры, поскольку в своей кочевой жизни не испытывали в них нужды. У них было широко распространено орнаментально-прикладное искусство. Два стиля было в искусстве: полихромный, т.е. многоцветный стиль и абстрактно-звериный стиль. До 7 века фигура человека в искусстве варваров почти не встречается. Долгое время в варварском искусстве преобладали элементы язычества и идолопоклонства.

С IV по IX вв. произошел переход к «христианскому миру». Христианство составило фундамент всего уклада средневековой жизни Европы. Учитывая горькие уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ физических удовольствий и наслаждений, христианство отдало предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывало человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.

Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах. Если в Византии церковь зависела от сильной императорской власти, то на Западе, напротив, церковь заняла особое положение. Римские епископы, с 4 века именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

В раннем средневековье появились ереси (особое вероучение). Одним из орудий борьбы с ересью была инквизиция (розыск, церковный суд). Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари и др., которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Несчастных сжигали на кострах. Огромную роль в средние века играло монашество. В начале 13 век возникли так называемые «нищие монашествующие ордены», монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью» сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.

Система образования в Западной Европе оказалась в руках церкви. Уровень преподавания в разных школах и в разные периоды был неодинаков. В 10-11-м веках развитие умственной жизни заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Меньше стало переписываться рукописей. Книг было мало, и стоили они очень дорого. В начале 11 века учебник «Грамматика» стоил столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранялся высокий уровень преподавания. В конце 11- начале 13 в. начинают открываться университеты (Болонский – в Италии, Оксфордский, а затем Кембриджский университеты – в Англии). Средневековая университетская наука называлась схоластикой, то есть школьной наукой. Главная ее задача состояла не в поиске и приращении нового знания, а в школьном усвоении уже накопленого. Схоластика опиралась на церковные авторитеты и недооценивалась роль опыта как метода познания.

Средневековье было временем частых войн, поэтому военному делу и оружию уделялось тогда огромное внимание. Символом эпохи стал тяжеловооруженный всадник – рыцарь. Рыцарство сформировалось к XI веку. Однако с наступлением эры огнестрельного оружия рыцари стали бесполезны, и ушли с исторической арены, оставшись лишь на страницах романов. В рыцарской литературе выделим «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», баллады о Робин Гуде. Рыцарская лирическая поэзия достигла вершины в придворной поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца.

Постепенно развивается архитектура. В 10-12 вв., а в Италии и в Германии и в 13 веке господствующим в Европе был романский стиль архитектуры. Здания были четкие и простые, строгие и даже суровые, а иногда и мрачные. Это храм-крепость или замок-крепость с толстыми стенами и узкими окнами и дверями.

Во второй половине 12 века во Франции появляется уже готический стиль в архитектуре, который царил в Европе четыре столетия. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки, и перекрещивающиеся на большой высоте. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Линии сходились где-то там, наверху, в бесконечном пространстве, у престола Бога. Был очень крутой скат крыши. Конус превращается в шпиль. Стены построек стали тоньше, в них появились огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Постройки украшались также скульптурами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом.

В 11-12 вв. во Франции зародилась городская культура. Она была представлена творчеством жонглеров, которые выступали как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.

Зарождается театр. Вершиной средневекового театра принято считать мистерию – духовную драму. Сюжеты брались из Священного писания. В мистерии участвовало, обычно, все население города. Действие продолжалось в течение нескольких дней.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок. Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться. Простой народ создал особую смеховую культуру (всеобщее веселье на праздниках, карнавалах: шутки, игры, взрывы смеха).

По мере развития готики меняются и костюмы. Дамы начинают изощряться в головных уборах: их шапки растут, достигая невозможной высоты, а платья делаются настолько длинными, что в них невозможно ходить. Для ношения шлейфов потребовались прислужницы. Появились вуали. У мужчин стало модным носить в волосах страусовые перья.

В целом культура западноевропейского средневековья, при всей неоднозначности ее содержания, занимает достойное место в истории мировой культуры.