4. Значение принятия христианства на руси
Принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обосновании, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами тогдашнего мира. Переход к новой вере был осуществлен князем Владимиром после его попытки реформировать язычество: Владимир преобразовал пестрый пантеон многочисленных племенных славянских богов так, чтобы создать строгую иерархическую систему для обоснования политической централизации и укрепления авторитета власти верховного князя. Известно, что эта реформа не оправдала возлагаемых на неё надежд, и именно после этого встал вопрос о новой вере. Принятие христианства стало для древнерусских земель приобщением к высшей форме тогдашней европейской цивилизации - византийской. Не только Писание и богослужебные книги, не только навыки церковного и гражданского строительства, не только возможность полноправного участия в европейских политических и торговых делах получила Древняя Русь из Константинополя. Не менее важна была греко-римская государственно-правовая традиция, восходившая через Византию к античности. Выразилось это в переводе и во введении в древнерусское право византийских земледельческих, уголовных, брачных и судебных законов. Православие не препятствовало освоению основ римской гражданственности. Древняя Русь знала право частной собственности на землю и феодальную иерархию. Одна точка зрения состоит в том, что противоборство восточного и западного христианства определило и положение России в христианском мире, и направление культурных контактов. Россия приняла христианство в форме православия и на многие века отстранилась от Западной Европы. Религия в вероисповедании была принципиально важна для средневекового сознания. Европа для России - центр "латинства", которое считалось чуть ли не ересью. Интерес к плодам западной цивилизации обрёл устойчивый характер только к XVII веку и стал охватывать всё более широкие круги интеллектуалов. Другая позиция не столь однозначна и прямолинейна. "Имя Христа, - утверждает Георгий Флоровский, - соединяет Россию и Европу, как бы не было оно искажено и даже поругано на Западе. Есть глубокая и неснятая религиозная грань между Россией и Западом, но она не устраняет внутренней мистико-метафизической их сопряженности и круговой христианской поруки. Россия как живая преемница Византии останется православным Востоком для неправославного, но христианского Запада, внутри единого "культурно-исторического цикла" . аспекту принятия христианства в восточном варианте. В русском православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Оно ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало движение к самоусовершенствованию в соответствии с православной христианской идеей всепрощения и бескорыстия. Но при этом не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие. ==============
- 1. История как наука. Историческое сознание, исторические концепции и принципы изучения истории.
- 2. Основные этапы исторического развития. Краткая характеристика.
- 3. Образование Киевской Руси в контексте раннего европейского средневековья.
- 4. Значение принятия христианства на руси
- 5. Особенности социально-политического строя Киевской Руси.
- 6. Политическая раздробленность на Руси: причины, последствия, оценки в исторической науке.
- 7. Влияние монголо-татарского ига на судьбу России.
- 8. Социально-экономические и политические предпосылки, этапы и особенности формирования единого Российского государства.
- 9. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель
- 11. Царствование Ивана Грозного. Реформы и опричнина. Точки зрения на его правление.
- 12. История крепостнического права в России.
- 13. Европа в начале Нового времени. Становление капиталистического уклада.
- 14. "Смутное время" Московского государства: причины, этапы, последствия.
- 15. Россия при первых Романовых. Предпосылки петровских преобразований.
- 16. 18 Век в европейской и мировой истории: реформы и революции.
- 17. Становление абсолютной монархии в России.
- 18. Значение реформ Петра 1 для исторического развития государства. Особенности императорской модели государственности.
- 19. Рост внешнеполитического и военного могущества России: его характерные черты, особенности, противоречия.
- 20. "Просвещенный абсолютизм" в России: его характерные черты, особенности, противоречия.
- 21. Внешняя политика Российской империи в годы правления Екатерины 2.
- 22. 19 Век в мировой и российской истории: основные тенденции развития.
- 25. Внешняя политика России в первой половине XIX в.
- 26. Николай I и его Империя.
- 27. Реформы Александра II в контексте общемирового значения. Отмена крепостного права.
- 28. Аграрная реформа 1861 г. В России. Суть. Значение. Последствия. Отмена крепостного права.
- 31. Социально-экономическая модернизация России на рубеже XIX-XX вв. Реформы с.Ю. Витте и п.А. Столыпина.
- 32. Внешняя политика Российской империи на рубеже XIX-XX вв. Причины, этапы, итоги Первой Мировой войны.
- 33. Истоки и начало революционного кризиса в России в начале XX в.
- 34. Политические партии России в начале XX в. Опыт думского парламентаризма. 1 и 2 государственные думы россии .
- 35. Общенациональный кризис в России 1916-1917 гг.: истоки, основные этапы, итоги.
- 36. Гражданская война в России: причины, основные этапы, последствия.
- 38. Нэп(Новая экономическая политика): теория и практика.
- 39. Форсированная индустриализация: итоги, цена.
- 40. Ссср и окружающий мир в 20-30-е гг. XX в.
- 44. Ссср в 50-80-е гг. XX в.: основные этапы развития.
- 45. Нтр: ссср и Запад. Основные тенденции развития мирового сообщества во второй половине XX в.
- 46. Перестройка: цели, итоги. Причины распада ссср.
- 47. Попытки социально-экономической модернизации России на рубеже XX-XXI вв.
- 48. Внешняя политика современной России в условиях глобализации. Политика россии в современном мире.