2.1 Собор Василия Блаженного,
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице.Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Рисунок 2.1 - Собор Василия Блаженного,
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) — святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты»
Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр),
Св. Троицы (восток),
Входа Господня в Иерусалим (запад),
Григория Армянского (северо-запад),
Александра Свирского (юго-восток),
Варлаама Хутынского (юго-запад),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).
Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней (см. рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Храм Василия Блаженного (вид сверху)
Здание возвели из кирпича — в ту пору еще сравнительно нового материала (основной размер — 28 х 14 х 8 см; из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное, расписали его сверху донизу «под кирпич». Вплоть до конца XVI века собор был самым высоким зданием Москвы (свыше 60 м) и с момента возведения сделался популярнейшим храмом города.
В основе архитектурной композиции собора заложена четкая схема построения масс: на высоком подклете, по основным и диагональным осям относительно центральной башни размещены придельные храмы. Центральный башнеобразный объем (столп) близок по решению к церкви Вознесения в Коломенском: нижний четверик переходит в восьмерик; верхний ярус последнего — звездчатый в плане — охвачен тремя рядами кокошников и заканчивается световым шатром. По диагоналям к центральному храму примыкают четыре бесстолпные, в плане близкие к квадрату церкви, завершенные пирамидами кокошников «вперебежку». Весь собор с самого начала не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход как снаружи, так и внутри.
Внутри все части здания связаны между собой переходами, окружающими центральный храм. Последний также имеет наружную обходную галерею — в завершении первого яруса; на нее выводит внутристенная лестница в юго-восточной части объема. Центральный храм выделяется своим оформлением: каждая грань его шатра расцвечена полихромными кафелями и украшена кокошниками, а ребра — фигурным кованым железом. На звездчатом основании шатра прежде стояли восемь белокаменных главок.
Уникальность структуры здания, выделяющая его в ряду каменных столпообразных храмов XVI века, побуждала исследователей искать причины появления такого феномена (см. рис 2.3). Многие из них, начиная с И. Е. Забелина, выводили архитектуру Покровского собора из композиций деревянных храмов, численно преобладавших в допетровской Руси. Влиянием деревянной архитектуры объяснялись общая компоновка здания, граненый абрис апсид, декоративные «щипцы» («стрелы»), украшающие восьмерики, и наружная обработка ребер нижних ярусов восьмигранных башен в виде рельефных кругов, передающих в камне формы торцов бревенчатого сруба «в обло».
Рисунок 2.3 - Схема Храма Василия Блаженного
Собору присуще единство мотивов в системе архитектурного оформления фасадов и интерьеров. Правда, наружный декор столпов богаче деталями, но сходство основного приема очевидно: уступчатые ниши-филенки в обработке граней, полуколонки либо пилястры, отмечающие углы внутри и ребра снаружи, близость в решении внутренних и внешних тяг и карнизов — все направлено на выявление конструктивной сущности здания.
- 1 Русская деревянная архитектура
- 1.1 Церковь Преображения Господня
- 2 Каменные шатровые церкви
- 2.1 Собор Василия Блаженного,
- 2.2 Уникальные православные соборы и церкви
- 3 Деревянная скандинавская церковь
- 3.1 Ставкирка в Урнесе, Норвегия
- 3.2. Ставкирка в Боргуне
- 4 Готические и неоготические храмы
- 4.1 Миланский собор
- 4.2 Церковь Святого Семейства, Испания