3. Великие реформы в истории России XIX века. Смена вариантов взаимодействия с Европой
Начиная изучение историй второй половины XIX века, необходимо, уяснить, что происходила смена вариантов как взаимодействия России с Европой, так и ее интеграции в Европу. Наиболее решительные шаги' в развитии государства по европейскому типу были сделаны новым императором России Александрой II. Вспомните, что начало его царствования совпало с такими крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации как гражданская война в США, завершившаяся победой прогрессивных сил, что послужило толчком к демократическому развитию страны. Россия внимательно следила за ходом событий на американском континенте, поддерживала морально и военной помощью северян. Следующим событием, отражающим развитие западной цивилизации, можно считать парламентскую реформу в Англии, во время которой в большей степени были реализованы демократические права граждан страны. Несколько позднее в Германской империи принимается конституция государства. Все более заявляет о себе процесс оформления партийно-политической системы Европы. Важной составляющей политической картины европейского континента стало новое учение - социализм, ещё значительнее выявившие нарастающие противоречия в развитии западной цивилизации. Вспомните, что самым значительным событием, отражающим наивысшую степень кризисных явлений в процессе развития Европы, стала Парижская коммуна. Следует понять, что в той или иной степени европейские дела отражались и на России.
Обратите внимание на то, что опыт Крымской войны показал: в условиях перехода к индустриальной эпохе России невозможно было ограничиваться только заимствованием образцов западной техники и культуры. Необходимо уяснить, что быстрое социально-экономическое развитие европейских стран, модернизация, которая стимулировалась свободными рыночными отношениями и преобладавшие политическим либерализмом, требовали и от России коренной перестройки жизни на основе личных свобод граждан, на основе быстрейшего внедрения рыночных отношений. Весьма существенной задачей для такой громадной страны (вспомните, что вправление Александра II границы империи существенно раздвинулись) было создание не только современной промышленности, но и разветвленной, нормально функционирующей транспортной системы. Поясните, что иначе невозможно было сохранить положение страны как великой державы. Сознавала ли это воспитанная в европейском духе верхушка российского дворянства? Подтвердите свои соображения конкретными примерами. Для большей убедительности можно привести высказывания тогдашнего министра внутренних дел П.А.Валуева, утверждавшего, что "для состязания с Европой нужны европейские средства, как для войны с ней нужно европейское оружие". На ваш взгляд, что это за средства? Только ли личная свобода граждан, общинное самоуправление, независимость судебных органов, демократизация образования, всеобщая воинская повинность, введение подоходного налога? А форма государственного управления, конституционная монархия? Обратите внимание на то, что из всех независимых европейских стран только Россия к этому времени не имела всего этого.
Подтвердите, что поначалу либеральные взгляды Александре II были весьма умеренными. Как и почему он пришел к осознанию необходимости глубоких реформ либерального характера? Назовите первые шаги императора, которые уже предвещали будущие реформы. Охарактеризуйте наступившую тогда "эпоху гласности". Вспомните, что некоторые из свершившихся позднее реформ готовились еще во времена предыдущего царствования. Но, обратите внимание, политическую волю Николая I направляло тогда убеждение в невозможности для России заимствования западных общественных и государственных форм как системы. Исследователи утверждают: для того, чтобы осуществить либеральные реформы, власти надо было перейти от логики политического приспособления (т.е. адаптации) к Европе - к логике социально-экономической интеграции России и Европы, общности путей их развитии.
Необходимо усвоить и следующее: либерализация политической и общественной жизни России была подготовлена всей послепетровской эпохой. Но у нее были и сильные противники. Вспомните, что значительная часть дворянства не желала расставиться со своими привилегиями, видела в отмене крепостного права подрыв устоев жизни страны. Многие влиятельные чиновники усматривали в либеральных преобразованиях покушение на принципы самодержавия, являвшиеся для них (и не только для них) абсолютной ценностью. Поэтому сопротивление старых сил мешало либералам, хотя и занявшим многие важные правительственные посты, последовательно провести реформы.
С чего начались великие реформы XIX века? Раскройте суть крестьянской реформ, важнейшей в ряду либеральных реформ 60-70-х годов. Обратите внимание не то, что крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Почему? Обоснуйте, что это было выгодно для государства. Что видело самодержавие в "сельском обществе", сельском сходе, вечевых формах самоуправления, круговой поруке, вере крестьян в царя? Подтвердите, что сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню "городской" России. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. Какие? Обоснуйте утверждение, что в крестьянской реформе проявились ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Непоследовательность реформирования означала консервацию отсталости. В чем проявились ограниченность и непоследовательность крестьянской реформы? Обоснуйте свой ответ. С другой стороны, значение проведенной реформы очень велико. Она явилась гранью между двумя эпохами, двумя способами производства. В целом реформа имела прогрессивный характер, поскольку открывала простор развитию производительных сил, привела производственные отношения к определенному, хотя далеко не оптимальному соответствию им. Государство, преследуя цели укрепления собственной власти и опираясь на традиционные элементы общества, отчасти освобождая общественные отношения, консервировало те из них, в которых видело свою основу. Вспомните, какие именно? Подобная политика государства и то, что реформу проводили сами крепостники, усиливало непоследовательность ее, определило ее половинчатый буржуазный характер. В чем это проявилось? Но, с другой стороны, уясните, это вело к достижению искомого правительством результата. Единство идеалов самодержавия и общины помогло властям стабилизировать положение внутри страны более чем на 40 лет.
Необходимо отметить, что роль крестьянских волнений накануне отмены крепостного права, в подготовке этой отмены, была существенной, но не решающей. По утверждениям исследователей, нет оснований говорить о революционной ситуации, но недовольство крестьян своим положением было очевидным. Что же можно считать основной причиной роста недовольства? В первую очередь, поражение России в Крымской войне. Постарайтесь объяснить почему. Необходимо вспомнить о движении "за волей" в Таврию, о ''трезвенном движении" накануне отмены крепостного права.
Поясните, что при реализации задуманных вариантов реформы (каких именно?) произошел бы перевод крестьян на фермерский путь развития, создался бы многомиллионный слой мелких собственников. Таким обрезом, создавалась бы база для превращения России в страну европейского типа. Для такого общества была необходима конституция, которая гарантировала бы права и собственность граждан. Казалось, наконец-то Россия преодолеет раскол общества, существующий со времен Петра I, решительно модернизируется по европейскому образцу. Однако этого не случилось. Подтвердите, что даже намеки на возможность такой радикальной реформы вызвали в высших слоях обеспокоенность, тревогу, протесты. Постарайтесь определить причины этого. Обратите внимание на наиболее важные из них: нанесение удара по помещичьему хозяйству (каким образом?), а также возможная "пролетаризация" значительной части крестьянства с вероятным в будущем социальным взрывом, возможно более разрушительным, чем европейские революции середины XIX века.
Вспомните, что реформа была длительной, рассчитанной на поэтапную реализацию. В общей сложности она заняла период более двадцати лет (до 1883 г.) и результаты ее оказались не теми, на которые рассчитывали реформаторы. Первым этапом реформы считают отмену крепостного состояния для 22 млн. помещичьих крестьян. Необходимо отметить, что отмена крепостного права не касалась казачества, кочевых и полукочевых народов Российской империи. Еще ранее крепостничество было отменено в Прибалтике, в Бессарабии. Практически не было крепостного права в Сибири, особые земельные отношения существовали у горских народов Кавказа, в Средней Азии. В особом положении оказались удельные (т.е. сидящие на земле царской фамилии) крестьяне, также освобожденные от крепостной зависимости.
Второй этап реформы исследователи связывают с появлением Положения о поземельном устройстве удельных крестьян (1863 г.), численностью примерной или, человек. Земля, которой пользовались эти крестьяне, передавалась в собственность общине за выкуп, причем величина надела такого общинного крестьянина в удельной деревне была в полтора раза больше, чем -у помещичьих крестьян. С издания Указа по поводу землеустройства государственных крестьян (1866 Г.), а их рассчитывалось 20 млн., начинается третий этап реформы. Обратите внимание на сложность обсуждения (с 1862 г.) вопроса и его решения государственным крестьянам земля переходила без выкупа, но о ежегодный платежам под названием "государственной оброчной подала", превращенной при Александре III (1886 г.) в выкупные платежи. Земля передавалась общине, а не в личную собственность.
Подтвердите свои выводы о том, что крестьянская реформа, касающаяся большей части российского крестьянства, не создала слоя мелких собственников, что было характерно для европейских стран, а укрепила общинную структуру, передав ей преимущественное право собственности на землю (4/5 всей земли принадлежало общине, а только одна пятая - лично крестьянам). Крестьянство как бы оказалось в плену у общины, которая, кроме обладания права на землю, несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, дорог и т.п. Она могла отобрать у крестьянина надел в пользу общины за неуплату податей, в отдельных случаях использовать телесные наказания. Даже при наличии в Положении о крестьянах статей, разрешающих им переход на подворное землепользование, и даже выход из общины с наделом земли, практически это было нереализуемым (и не только из-за регламентируемого условия: требование согласия 2/3 всех членов общины). В итоге крестьянин не имел возможности выйти из общины и стать собственником своей земли.
Следует уяснить еще одну особенность крестьянской реформы. Переход к мелкому частному хозяйству очень сложен, это целая революция в психологии, в умонастроении, в быте, во всех сферах жизни многомиллионного крестьянства России. Поэтому община не могла быть уничтожена по указу в одночасье. Пример многих европейских стран доказывает это.
Обратите внимание на то, что в определенном отношении самодержавие должно было поделиться властью, пойти на осуществление и других реформ. Вспомните, какие реформы были осуществлены в рассматриваемый нами период? Раскройте основное содержание важнейших из них. Необходимо уяснить при рассмотрении реформы цветного самоуправления (иначе называемой земской реформы), что ведущую роль в земствах играло либеральное дворянство и потому с самого начала в земства стали проявлять себя как зародыш альтернативного центра власти. Земская деятельность объединила либеральное дворянство и служащую в земских учреждениях разночинскую интеллигенцию, придав этому учреждению до статочный вес, чтобы воздействовать на либерально настроенных министров Александра II. Исследователи отмечают, что главным требованием земцев-либералов было "увенчание здания", создание центрального земского учреждения, своего рода Земского собора. Можно привести примеры того, как земцы в конце 1870-х годов в ряде городов России выступили за введение конституционного строя, за ограничение власти царя. их требования не были выполнены» но противостояние земств и губернаторов, возбуждавшее общественное мнение, практическая деятельность земств (вспомните примеры, подтверждающие это), насаждение.в российской деревне культуры сыграло в целом огромную положительную роль. В условиях упадка дворянских усадеб как центров местной культуры земство создавало новые очаги культуры и порядка в деревне, внедряло нормы чести и достоинства в мировоззрение широких слоев народа.
Завершая рассмотрение вопроса о местном самоуправлении, уясните разницу между существовавшим еще со времен Екатерины II выборным самоуправлением в России, которое носило корпоративный характер, и гражданским самоуправлением рассматриваемого периода, когда земства, думы выбирались гражданами, а не корпоративными объединениями. В выборах участвовали все сословия, в составе органов самоуправления тоже были представлены вcе сословия. Подтвердите, что введение выборного местного самоуправления означало, в определенном смысле, отделение общества от государства. В чем оно выразилось? Свои размышления подтвердите следующим: самоуправление являлось важнейшим алиментов гражданского общества западного типа, происходила ломка корпоративности российского общества, началась частичная децентрализация власти, заключающаяся в переходе части прав от государственного аппарата к органам самоуправления.
Меньшее значение имела проведенная в 1870 году городская реформа. Исследователи объясняют это большей традиционностью взглядов купцов и промышленников, составлявших ядро городских учреждений. Вспомните о называемых нами причинах поражения движения декабристов, характеристике российского купечества, интересы и идеалы которого мало изменились за эти полвека.
Наиболее последовательно была проведена судебная реформа (1864 год). Обратите внимание на то, что ею была заложена основа еще одного центра власти в стране. Вспомните, какие принципы были положены в существо этой реформы? Подтвердите, что бессословность суда, равенство всех перед законом, независимая организация адвокатуры, гласность, устность и состязательность судебного процесса, создание суда присяжных и другие принципы фактически позволяли судам выноси» приговоры, являвшиеся вызовом местной и центральной власти. Можно привести сотни примеров, подтверждающих это. Вспомните о наиболее ярких из них. Уясните, что в России родилась либеральная адвокатура, т.е. присяжные поверенные. Их обучение и деятельность способствовали распространению правового сознания в обществе. В мировоззрение широких народных масс впервые входило представление о неотъемлемых частных правах человека, отличающихся от его прав как гражданина и неотделимых от его обязанностей перед государством. В завершение рассмотрения вопроса о судебной реформе подтвердите, что бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность, подобную европейской. Введение гласного бессословного суда ограничивало самодержавие. Это был первый элемент разделения властей, реализованный в России.
Определенное значение имели изменения (с 1862 г.) и в финансовой системе страны. Раскройте суть реформы в этой области экономики, растянувшейся на весь пореформенный период и только к концу века давшей заметный результат. Обратите внимание на то, что под давлением общественности и международных финансовых организаций самодержавие пошло на политическую уступку, объявив о публикации государственного бюджета и отчетов государственного контроля. Одновременно был установлен новый порядок расходования средств. Это был зародыш гласности в области государственного управления. Очень неважное финансовое положение страны поправлялось за счет иностранных займов и кредитов» почти неизвестных до реформы. Но, обратите внимание, либеральные реформы налогообложения, введение подоходного налога ряд других составляющих финансовой политики правительства, характерных для европейской страны, так и не были осуществлены. Основным источником государственных средств оставалась подушная подать о крестьян. Подтвердите, что подушная подать, введенная Петром I, не учитывала размера дохода и была крайне тягостно для большинства российского крестьянства. Сделайте вывод о том, что финансовая политика самодержавия в тот период носила явно выраженный сословный характер, сохраняя экономические привилегии для, дворянства, при некоторой перестройке всей финансовой системы.
Вспомнить, что поражение России в Крымской войне обнажило вою слабость русской армии и вызвало вспышку острой критики военной системы со стороны господствующих кругов, включая представителей генералитета и высшего офицерства. Раскройте суть военной реформы, начальные шага которой были предприняты еще в конце 1850-х годов, а последние преобразования осуществлены в середине 70-х. Подтвердите, что заметная -активизация военных реформ связана о назначением в начале 60-х годов на пост военного министра Д.А.Милютина, крупного представителя правительственного либерализма первых пореформенных десятилетий. Объясните, почему не был снижен реальный военный потенциал русской армии после ее значительного численного сокращения? Что давала реформа военного управления на основе создания военных округов, реорганизация Военного министерства и Главного штаба? Обратите внимание на военно-судебную реформу, проведенную на принципах гласности и состязательности военного суда, отказа от порочной системы телесных наказаний, что было характерно для армий цивилизованных государств. Какой элемент одновременно вводился в порядок действия военно-полевых судов, дублировавших основные звенья общей судебной системы России, и что могло быть использовано против революционного движения внутри страны? О каких мероприятиях можно сказать, что они способствовали экономической активности ряда отраслей промышленности, в частности железнодорожного строительства, сталелитейной, металлургической отраслей? Назовите результаты перевооружения армии, осуществленного в несколько этапов и заметно активизировавшего развитие военной теории. Кого из выдающихся военных теоретиков того времени, сумевших поднять русское военное искусство на значительную высоту, можно назвать? Обратите внимание на введение нового устава о воинской повинности (с 1874 г.), значительно изменившего принципы набора армии, комплектования резервов, позволявших на случай войны при необходимости быстро создать сильную армию. Это доказал весь опыт победоносных войн второй половины XIX века. Необходимо отметить, что русская армия по-прежнему сохраняла отпечатки сословного неравноправия и пережитков. Назовите их.
В области образования большое значение имело введение нового университетского устава (1863 г.), в соответствии с которым заметна ослаблялась бюрократическая опека над высшими учебными заведениями и провозглашалась их внутренняя автономия. Раскройте суть университетской реформы, ее значение для совершенствования системы народного образования в целом. Какие пережитки крепостнической эпохи она сохраняла? Несколько позднее (с 1864 г.) началась реформа школы, осуществленная двумя актами, имевшими принципиальное значение. Назовите их. Какова суть данной реформы? Уясните, что реформа народного образования провозглашала принцип общечеловеческого образования и всесословной школы, предусматривалось применение важнейших достижений прогрессивной педагогики, характерных не только для той эпохи. Каковы они? Несмотря на значительные изменения прогрессивного характера, ставящие Россию в ряд цивилизованных стран, перестройка системы народного образования не привела к полной демократизации просвещения. Почему? Какие факты в подтверждение этого можно привести? И тем не менее, Россия во второй половине XIX века впервые была признана подлинно европейской страной. Имена многих выдающихся русских ученых того времени (назовите их), вошли в списки корифеев европейских наук.
Период великих реформ имел свои особенности и в вопросе об отношении к печати. Вспомните, что в условиях России того времени, когда в печать почти не допускались политические сочинения, все возрастающий общественный интерес к этим проблемам стал удовлетворяться за счет вольной русской прессы, издававшейся за рубежом. Правительство стало понимать, что проигрывает от запретов на печать. Под давлением общедемократических сил оно пошло на уступки. Охарактеризуйте так называемую эпоху гласности, о которой мы упомянули выше. Предпринятые послабления в существующей цензуре и огромный читательский интерес в обществе проявились, обратите внимание, прежде всего в резкой увеличении числа периодических изданий и росте тиражей издаваемых книг. Это явление было характерно не только доя культурных центров, но и для провинции. Обеспокоенные бурным развитием печати, правящие круги предпринимают осторожные шаги по наступлению на нее. Утверждаются "Временные правила" по печати (1862 г.), носящие внешне благожелательный характер по отношению к изданиям, но стремящиеся дозировать меру критики для разных слоев населения, устанавливающие санкции в отношении издателей, разрешающие приостанавливать любые издания на определенный срок, усиливающие цензуру. Поясните, что либеральное заигрывание продолжалось недолго. На рубеже 60-70-х гг. правительство стало открыто вводить ограничения в отношении газет и журналов. Приведите примеры закрытия прогрессивных российских изданий (например, журнала "Современник").
Осуществление реформ значительно изменило образ власти в глазах народа. Александр II остался в его сознании как царь-освободитель. Обратите внимание, что самодержец при проведении реформ не всегда был последователен в силу своего мировоззрения, а также давления окружения. Немалую роль в свертывании реформ сыграл теppop народников как в отношении представителей власти, так и в отношении самого царя. Вспомните, что незадолго до трагической смерти Александр II рассмотрел проект реформа политической системы, подготовленный известным государственным деятелем России того времени, министром внутренних дел с широкими полномочиями М.Т.Лорис-Меликовым. Некоторые исследователи называют этот проект конституцией, с чем трудно согласиться, так как автор проекта был сторонником неограниченной самодержавной власти, одновременно при этом считающий, что необходимы меры, расширяющие возможности общества влиять на ситуацию в стране.
Подтвердите, что все политические преобразования были проведены при полном сохранении принципов и основ самодержавия. Это происходило даже тогда, когда невозможность прежних абсолютистских приемов управления была на лицо. Данные рассуждения можете подтвердить фантом создания Совета министров (ноябрь 1861 г.), необходимого для единства действий всех центральных государственных учреждений. Совет возглавлялся премьером и состоял из представителей одного политического направления, что защищало от принятия малообоснованных решений, принимаемых императором во время встреч с тем или иным министром. Однако значение созданного Совета министров, объявленного высшим административным органом, было номинальным. Проблема единства государственной политики осталась нерешенной, что проявилось в отсутствии единой политической программы правительства, значительных колебаний его политического курса ив постоянных разногласиях среди высшей бюрократии. Царизм это полностью устраивало, ибо единое мнение в правительстве принижало значение самодержавной власти. Таким образом, сохранение самодержавия было главным пережитком, предопределявшим половинчатость и непоследовательность в модернизации государственного строя России, что еще больше усиливало отставание ее от Европы.
Еще один аспект необходимо выделить, завершая рассмотрение этого раздела. Реформы показали, что добиваться реальных изменений в жизни общества в России можно не путем революционных взрывов, а традиционным путем реформ "сверху", если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Тем самым, обратите внимание, открывались возможности компромисса различных взглядов на мир между позицией самодержавия и позицией либералов в вопросах власти, западным типом мышления и правосознания образованных слов и традиционным менталитетом крестьянства и купечества. Реформы, казалось, открыли путь мирной модернизации российского общества.
- Пути развития России в XIX веке
- I. Россия в начале XIX века. Попытки реформирования по европейскому образцу.
- 2. Особенности развития страны в николаевскую эпоху. Проблемы выбора пути развития
- 3. Великие реформы в истории России XIX века. Смена вариантов взаимодействия с Европой
- 4. Россия в конце хiх века. Особенности буржуазного развития в пореформенный период
- 5. Общественно-политическая жизнь России в xiXвеке. Характеристика основных политических течений