logo search
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

3. Структурные элементы и функции культуры.

Культура – это сложная многоуровневая система. Культура имеет очень сложное строение.

1. Выделяют две основные формы существования культуры: предметную и личностную. Предметная форма – внешняя форма. Это предметы, продукты труда, готовые результаты человеческой деятельности. Личностная форма - это форма живых человеческих потребностей, знаний людей. Это развитие самого человека, его творческих сил, способностей.

Источником развития культуры является деятельность каждого нового поколения. Эта деятельность осуществляется в каждый конкретный исторический период на базе того, что было создано до него более ранними поколениями и обязательно включает в себя наследование, освоение и переработку прошлого опыта. Существует культурная преемственность между поколениями.

Развитие культуры – это единство освоения предшествующей культуры и создания новых культурных ценностей. В ходе освоения предметная форма культуры переходит в личностную, становится внутренним достоянием человека. А в процессе творческой деятельности культура из личностной формы переходит в предметную, когда человек реализует свои способности, знания в новых результатах деятельности. Таким образом, личностная и предметная формы культуры диалектически взаимосвязаны между собой. Осваивая накопленный опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

2. Основными сферами человеческой деятельности является материальное и духовное производство. В связи с этим разделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура – это средства производства, средства потребления; культура труда; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура и т.д.

Синоним материальной культуры – «искусственная среда».

Материальная культура помогает дать правильное представление о культуре народа, уровне его развития в различные эпохи. Помогает узнать, что потреблял человек, насколько были развиты его потребности и т.д.

Но в процессе жизни люди производят не только средства производства, но и свое сознание. Таким образом, существует и духовная культура.

Духовная культура - это познавательная и интеллектуальная культура. Это производство общественного сознания в его различных формах (мировоззрение, мораль, правовое сознание, эстетическое сознание и др. ). Это процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картины, скульптур, научных открытий, религиозных учений.

Духовная культура обладает рядом особенностей по сравнению с культурой материальной. Это деятельность по преимуществу умственная, хотя может включать в себя и работу с материалами (скульптор).

Духовная культура относительно самостоятельна. В различные периоды она либо опережает развитие экономики, т.е. материальной культуры, либо отстает.

3. Культуру подразделяют по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура – это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, традиции труда и производства и т.д.) сферах жизни и деятельности.

4. Культура социальных общностей, субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, социальных, профессиональных и др.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Выделяют субкультуру классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную, пожилых людей, национальных меньшинств и т.д.

5. Доминирующая культура и контркультура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.