logo search
4_XIX_vek

Железнодорожное строительство

Важным условием для развития экономики является создание мощной инфраструктуры — шоссейные и железные дороги, каналы, порты, склады, транспорт, средства связи. Строительство железных дорог началось ещё при Николае I (1851 г., Петербург—Москва). 1860–70-е гг. вошли в историю страны как период «железнодорожной горячки». Если в 1861 г. протяжённость железных дорог составляла 2 тыс. км, то к началу 1880-х гг. — 22 тыс. км. Крупнейшие текстильные районы (Шуя, Иваново, Москва и др.) были соединены между собой общей сетью железнодорожных путей. Дороги в основном находились в частном владении.

Новый этап железнодорожного строительства наступил в 1890-е годы, когда министром путей сообщения был С.Ю. Витте (с 1892 г. — министр финансов). В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта строительства Транссибирской магистрали. К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но соединить две линии мешал Байкал. Более 5 лет строилась дорога вокруг Байкала, было сооружено 33 тоннеля. Позже, по настоянию П.Д. Столыпина, стали строить Амурскую дорогу по русской земле (1916). В общей сложности строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока продолжалось около 80 лет. В это дело были вложены громадные средства и труд нескольких поколений русских строителей, инженеров, рабочих. В результате сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынки. В Сибирь двинулись переселенцы из России. Дорога имела огромное хозяйственное значение, сыграла важнейшую роль в освоении богатых областей Сибири и Дальнего Востока, а также в решении военно-стратегических задач.