logo search
экзамен ИЗЦ

Научно-техническая революция и складывание в Европе и Америке второй половины XX в. Постиндустриального общества.

1.1 Научно-техническая революция (НТР) - в связи с расширением горизонта научных знаний изменился и облик мира. Начала 19в ознаменовалось переходом от мануфактурного производства к промышленному, фабричному, появлением первых двигатели и паровые машины. Вместо старых и тухлых парусников на морских путях появляются пароходы, которые все меньше зависели от погоды и течений. Страны Европы и Северной Америки обзавелись сетью ж/д, что не могло не привести к пацанскому росту промышленности и торговли. В 1870-ых были изобретены таки "гаджеты", как: телефон, лампочка, радио (чуть позднее). В 90ых того же века был найден способ передачи тока через провода на длинные расстояния, тогда же мудрецы придумали двигатель внутреннего сгорания(а вместе с ним машины и самолеты). Начался выпуск синтетических материалов, искусственных волокон.

ПРИЧИНЫ УСКОРЕНИЯ НТР:

1) багаж приобретенных знаний, которые надо было реализовывать. Так родился НТР. Причем его рождение было подготовлено всем предыдущим ходом истории.

2) развитие транспорта, ибо в былые времена об идеях других ученых ученые узнавали через годы, соответственно после появления транспорта взаимосвязь ученых мужей происходила быстрее (гораздо).

3) При изучении одной дисциплины появлялась нужда изучать и другие, так например при изучении химии стали изучать физические аспекты химических процессов. Круг знаний расширялся.

ВАЖНО!!: были чуваки, которые создавали что то гениальное, но умирали, не успев рассказать миру. Их секреты знали лишь узкие круги. Итог - идею нахер сгубили и она канула в лету. Акадаемическая наука очень долго объясняла теоретически полученные практиками результаты, поэтому внедрение в общество новеньких "диковин" происходило оооочень доолго.

На рубеже 19-20 веков человечество считало, что все состоит из атомов (если че - Ньютон), однако потом все охренели от того, что природа-то оказывается подчиняется более серьезным закономерностям. Это кстати и побудило ученых сильнее углубится в науку. Соответственно появились новые открытия и изобретения.

Не забудем и атомную бомбу и ее создателя Э.Фэрми.

Разработки. Развитие транспорта сыграло важную роль в развитии постиндустриального общества. Про тачки и и в связи с этим более удобную взаимосвязь уже сказали. Важно отметить, что они составили конкуренцию ж/д транспортам, поэтому увеличивается мощность локомотивов, грузоподъемность, скорость. В США был изготовлен первый гусе-ый трактор, сл-но и ускорилось сель.хоз производство. В Германии появляется первый дизельный локомотив(1912г). В период 1ой мировой начинаются применяться танки(1916г), а во 2ой мировой превратилась в войну моторов. В 1880ых появляются трамваи и метрополитены, что привело к росту городов. Военно-морские силы пополнились броненосцами ("дредноут" - Великобритания 1906г первый такой корабль). Появились первые самолеты(чуть позже реактивные самолеты), которые не только сыграли одну из основных ролей в войне, но и стали отличным транспортом и способом более быстрой взаимосвязи между чуваками.

Совршенствование транспорта было во многом обязано новым конструкционным материалам. Изобретение железобетона и улучшение качества стали привело в США к постройке высоток. Появление и активное использование нефти как топлива. Появление крупнейшего в мире ГЭС В США Боулдер-дам на реке Колорадо.

1.2 ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, в экономике которого в результате Нтр и роста доходов населения произошел переход от преимущественного произ-а товаров к производству услуг. Это стадия исторического процесса, сменяющая стадию индустриализма. Производственные рес-ы - инфа и знания. Работник отныне должен был быть образован, профессионален, креативен. Постиндустриальными странами называются те страны в которых, на долю услуг(торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, государство, право, культура, интернет и тд) приходится больше половины ВВП. В США в 50-60 20в произошел переход к информационному этапу развития. Все больше внимание привлекали квалифицированные чуваки, поэтому рабочих мест для средних умов становилось все меньше и меньше (в отличае от индустриален ого общества). В индустриальном обществе выпускаемая продукция была однотипна и тухлой, соответственно люди начали негодовать. В связи с этим Экономика США стала быстро адаптироваться к так называемому «обществу потребления»(угождала желаниям людей грубо говоря). Соответственно появляется необходимость в проведении маркетинга. Сменился подход к управлению рабочим персоналом. Появилось понятие фирма-команда, где былы преграды между высшими менеджерами и работниками были сломаны. Америка превратилась в мировой центр по обработке финансовой информации и генератор инновационных технологий в этой сфере. В дальнейшем финансовые, консультационные и аудиторские услуги стали важной статьей дохода американских компаний.

Экономика Европы в основном производит традиционные товары индустриальной эпохи. В передовых, наукоемких отраслях Европа просто не может составить конкуренцию Америке. Каждое государство Европы хотело величия лишь своей страны, поэтому до успеха огоромной Америки ей было долековато. Государство Европы в отличае от Америки больше лезло в экономические дела, причем ее активность была направлена не на улучшение эконом.уровня, а на защиту свой экономики от соседних стран. Поскольку большая часть расположенных в Западной Европе стран имеет незначительные масштабы и сравнительно узкий внутренний рынок, то их экономический рост во многом был экспортно-ориентированным и они изначально строили относительно открытую экономику . Кароче говоря, Европа в послевоенное время старалась и пыжилась, но достичь уровня производства зажранной Америки ей было не суждено.