7. Рабы
Древнейшее русское понятие для обозначения раба, как мы видели, — челядин во множественном числе — челядь. Термин встречается в старославянских церковных текстах и также используется в русско‑византийских договорах десятого века244.
Другой древний термин — роб (иначе — раб ; в женском роде — роба, позднее — раба ),наводящийся в связи с глаголом роботати. В этом смысле раб является «рабочим» и наоборот,
В середине одиннадцатого века появляется новый термин — холоп, который можно сравнить с польским хлоп (в польском написании chlop), «крестьянин», «крепостной». Протославянской формой было холп; в транскрипции, применяемой большинством славянских филологов, — чолпы 245.По‑русски термин холоп обозначал мужчину‑раба. Рабыня постоянно именоваласьраба.
Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельно). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Первоначально не только солдаты вражеской армии, но даже гражданские лица, захваченные в ходе военных действий, обращались в рабство. С течением времени стали оказывать больше милосердия гражданским лицам и, наконец, ко времени заключения договора между Россией и Польшей, подписанного в 1229 г., была признана необходимость не затрагивать гражданское население.
К финалу войны пленники освобождались за выкуп, если таковой предлагался. В русско‑византийских договорах устанавливался потолок выкупа, с тем чтобы исключить злоупотребления. Если не было возможности собрать выкуп, пленник оставался в распоряжении человека, захватившего его. Согласно «Закона судного людем», в подобных случаях работа пленника рассматривалась как уплата выкупа и после покрытия такового в полном объеме пленник должен был быть отпущен.
Правило должно было соответствующим образом соблюдаться по отношению к гражданам государств, с которыми русские заключали особые договора, как, например, с Византией. В иных случаях оно могло игнорироваться. В любом случае важно, что «Русская Правда» не упоминает пленение на войне в качестве источника полного рабства.
Согласно параграфу 110 расширенного варианта, «полное рабство имеет три вида». Человек становится рабом: 1) если он по своей воле продается в рабство; 2) если он женится на женщине, не заключив перед этим специального соглашения с ее хозяином; 3) если он нанимается на службу хозяина в должности дворецкого или домоуправителя без специального соглашения, что он должен остаться свободным246. Что касается самопродажи в рабство, следовало соблюдать два условия для того, чтобы сделка стала законной: 1) минимальной цены (не меньше половины гривны) и 2) платы городскому секретарю (одна ногата). Эти формальности предписывались законом с тем, чтобы предотвратить порабощение человека против его воли. В этой части «Русской Правды» ничего не говорится о женщинах‑рабынях, но можно предположить, что женщина может продать себя в рабство, подобно мужчине. С другой стороны, женщина не была наделена привилегией сохранения своей свободы путем соглашения с господином, если она выходила замуж за мужчину‑раба. Хотя это и не упоминается в «Русской Правде», из позднейшего законодательства, равно как и из различных иных источников, мы знаем, что такой брак автоматически делал женщину рабыней. Это должен был быть древний обычай, и поэтому он не рассматривался как достойный упоминания в «Русской Правде».
В дополнение к главным упомянутым источникам рабского населения, соглашение о продаже можно охарактеризовать как производный источник. Очевидно, что те же формальности, что и в случае самопродажи, должны были соблюдаться в случае продажи раба. Таким образом устанавливалась минимальная цена на полных рабов. Не существовало минимальной цены на военнопленных. После победы новгородцев над суздальцами в 1169 г. пленные суздальцы были проданы по две ногаты за каждого. В «Слове о полку Игореве» сказано, что если бы великий князь Всеволод принял участие в кампании против половцев, последние были бы разбиты и затем женщины‑пленницы были бы проданы по одной ногате, а мужчины по одной резане.
Никакой верхней цены на рабов не устанавливалось, но общественное мнение — по крайней мере духовенства — было против спекуляции в работорговле. Считалось греховным купить раба по одной цене и затем продать за большую; это называлось «изгойством».
Раб не имел гражданских прав. Если его убивали, то компенсация должна была выплачиваться убийцей его хозяину, а не родственникам раба. В законах этого периода не существует регламентации относительно убийства раба его владельцем. Очевидно, что господин нес ответственность, если он убивал временного раба.
В случае, если раб «полный», то хозяин подвергался церковному покаянию, но это была очевидно единственная санкция в подобной ситуации. Раб не мог выдвигать обвинений в суде и не принимался как полноценный свидетель в тяжбе. По закону он не должен был владеть какой‑либо собственностью, за исключением своей одежды и иных личных принадлежностей, известных как peculium в римском праве (древнерусский вариант — старица); не мог раб и принимать какие‑либо обязательства или подписывать какой‑либо контракт. Фактически же многие рабы Киевской Руси имели собственность и принимали обязательства, но в каждом случае это делалось от имени их владельца. Если в подобном случае раб не выполнял обязательства, его владелец оплачивал убыток, если человек, с которым имел дело раб, не был осведомлен, что противоположной стороной был раб. Если он знал о факте, то действовал на свой собственный риск.
Рабы использовались их владельцами как домашние слуги различного типа и как полевые работники. Случалось, что они были мужчинами и женщинами, искушенными в ремесле, или даже педагогами. Они оценивались по их способностям и оказываемым услугам. Итак, согласно «Русской Правде», размер компенсации князю за убийство его рабов варьировался от пяти до двенадцати гривен, в зависимости от того, какого рода рабом была жертва.
Что же касается окончания рабского состояния, оставляя в стороне смерть раба, временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ. Конец полного рабства мог наступить двумя путями: или раб выкупал себя (что, конечно же, могли позволить себе немногие), или хозяин мог отпустить своего раба или рабов волевым решением. К этому его постоянно побуждала Церковь, и многие богатые люди следовали этому совету, освобождая рабов посмертно в специальном разделе завещания.
Существовал также, разумеется, незаконный путьсамоосвобождения раба — бегство. Многие рабы, как оказывается, использовали этот путь к свободе, поскольку в «Русской Правде» есть несколько параграфов, говорящих о рабах‑беглецах. Любой человек, давший приют такому рабу или каким‑либо образом оказавший ему содействие, должен был подвергнуться штрафу.
- 2. Положение Руси в средневековом мире
- 3. Различные и сходные тенденции в истории Руси и Европы
- 4. Понятие о восточно‑европейской истории
- 5. Вызов геополитики
- 6. Значение киевского периода в русской истории
- Глава II. Имперский план и его неудача
- 1. Имперский план: мечты и реалии
- 2. Первый успех: Олег
- 3. Первые неудачи: Игорь
- 4. Передышка: Ольга
- 5. Великое приключение: Святослав
- Глава III. Обращение к христианству
- 1. Русское язычество
- 2. Святой Владимир до своего обращения (972‑987 гг.)
- 3. История обращения Владимира (988‑989 гг.)
- 4. Закладывание основания русской Церкви (990‑1037 гг.)
- 5. Значение обращения: первоначальная оценка
- Глава IV. Киевское государство (990‑1139 гг.)
- 1. Владимир как христианский правитель (990‑1015 гг.)
- 2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015‑1036 гг.)
- 3. Время Ярослава Мудрого (1036‑1054 гг.)
- 4. Триумвират ( 1054‑1093 гг.)
- 5. Правление Святополка II (1093‑1113 гг.)
- 6. Гражданский законодатель: Владимир Мономах
- 7. Первые два Мономашича (1125‑1139 гг.)
- Глава V. Экономические основы Киевской Руси
- 1. Предварительные замечания
- 2. Природные ресурсы и население
- 3. Охота, бортничество и рыболовство
- 4. Земледелие и скотоводство
- 5. Металлургия
- 6. Строительство
- 7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело
- 8. Торговля
- 9. Деньги и кредит
- 10. Капитал и труд
- 11. Национальный доход
- 12. Подъем и депрессия
- Глава VI. Социальная организация
- 1. Основные социальные единицы
- 2. Социальное расслоение
- 3. Высшие классы
- 4. Средние классы
- 5. Низшие классы
- 6. Полусвободные
- 7. Рабы
- 8. Церковные люди
- 9. Женщина
- 10. Степные пограничники
- 11. Национальные меньшинства
- 12. Заключительные вопросы об «экономическом и социальном феодализме» в Киевской Руси
- Глава VII. Правительство и управление
- 1. Предварительные замечания
- 2. Земли и княжества
- 3. Три составные части правительства
- А. Монархическое начало: князь
- Б. Аристократическое начало: боярский совет
- В. Демократическое начало: вече
- Г. Проблема представительской власти
- 4. Княжеская администрация
- 5. Отрасли управления а. Финансы
- Б. Армия
- В. Охрана правопорядка
- Г. Средства сообщения
- Д. Общественное благосостояние
- 6. Город‑государство
- 7. Местная община
- 8. Поместье
- 9. Церковь
- 10. Право
- 11. Заключительные вопросы: о «политическом феодализме» в Киевской Руси
- Глава VIII. Русская федерация (1139‑1237 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Борьба за Киев (1139‑1169 гг.)
- 3. Равновесие между Восточной и Западной Русью (1169‑1222 гг.)
- 4. Защита границы
- А. Юго‑восток
- Б. Запад
- 5. Первое появление монголов: битва на Калке (1223 г.)
- 6. Время истекло (1223‑1237 гг.)
- Глава IX. Русская цивилизация в киевский период
- 1. Предварительные замечания
- 2. Язык и письменность
- 3. Фольклор
- 4. Музыка
- 5. Театр
- 6. Архитектура и изобразительное искусство
- 7. Религия
- 8. Литература
- 9. Образование
- 10. Гуманитарные науки теология и философия
- История
- Политическая мысль
- Филология
- Юриспруденция
- 11. Естественные и технические науки
- Глава X. Быт
- 1. Городская и сельская жизнь
- 2. Жилища и мебель
- 3. Одежда
- 5. Здоровье и гигиена
- 6. Цикл жизни
- 7. Ход жизни
- 8. Национальные бедствия
- Глава XI. Русь и внешний мир в киевский период
- 1. Предварительные замечания
- 2. Русь и славяне
- 3. Русь и Скандинавия
- 4. Русь и Запад
- 5. Русь и Византия
- 6. Русь и Кавказ
- 7. Русь и Восток
- Приложения сокращения
- Источники
- I. Эпиграфика, нумизматика и сфрагистика
- 1. Эпиграфика
- 2. Нумизматика и сфрагистика
- II. Юридические источники
- 1. Международные соглашения
- 2. Своды законов и юридические памятники
- 3. Княжеские уставы и уставные грамоты
- 4. Дарственные и завещания
- III. Летописи, исторические и географические трактаты, саги
- 1. Славянские
- 2. Греческие
- 3. Римские
- 4. Скандинавские
- 5. Восточные
- IV. Путевые заметки, воспоминания и письма
- 1. Путевые заметки
- 2. Воспоминания и письма
- V. Биографии и Жития святых
- Литература
- I. Историография и источниковедение
- II. Историческая география и этнография
- III. Работы общего характера по истории России, Украины и Белоруссии.
- IV. Работы общего характера по киевскому периоду
- V. Политическая история и история дипломатии
- VI. Экономическая и социальная история
- VII. Правительство и органы управления
- VIII. Право и суд
- IX. Церковь и религия
- X. Язык и палеография
- XI. Литература и фольклор
- XII. Искусство и археология
- XIII. Музыка
- XIV. Гуманитарные науки
- XV. Точные и естественные науки, медицина и техника
- XVI. Образование
- XVII. Краеведение
- Содержание