Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
В оценке исторических лиц для нас очень важно определить не столько их
субъективные качества, которые могут дойти до нас в искаженной передаче
пристрастных современников, сколько объективное значение их деятельности:
шла ли она против течения Жизни или, наоборот, способствовала ускорению
наметившихся жизненных явлений.
Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько
ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и
в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о
победителе грозного половецкого хана Тугоркана -- "Тугарина Змеевича", и
из-за одинаковости имен двух Владимиров влил эти былины в старый цикл
киевского эпоса Владимира I.
Когда века феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига
сменились неожиданно быстрым расцветом Московского централизованного
государства, великий князь Иван III, любивший в политических интересах
"ворошить летописцы", обратился к величественной фигуре Владимира Мономаха,
возвышавшейся, как и сам Иван, на грани двух эпох.
Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего
в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду
о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии.
"Шапка Мономаха" стала символом русского самодержавия, ею короновались все
русские цари вплоть до тяжелого дня ходынской катастрофы, когда венчали ею
последнего царя.
При Владимире Мономахе Русь побеждала половцев, и они на время
перестали быть постоянной угрозой. Власть киевского князя простиралась на
все земли, заселенные древнерусской народностью. Усобицы мелких князей
решительно пресекались тяжелой рукой великого князя. Киев был действительно
столицей огромного, крупнейшего в Европе государства.
Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в
своем величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира
Мономаха. "Слово о погибели Русской земли", написанное накануне
татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает
Владимира Мономаха и его эпоху. Гигантским полукругом очерчивает поэт
границы Руси: от Венгрии к Польше, от Польши к Литве, далее к прибалтийским
землям Немецкого ордена, оттуда к Карелии и к Ледовитому океану, оттуда к
Волжской Болгарии, буртасам, мордве и удмуртам.
Это все с давних пор было покорно Владимиру Мономаху, "которым то
половци дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не
выникываху, а угри твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них
великий Володимер тамо не въехал".
Перемешивая правду с вымыслом, поэт считает даже, что византийский
император, побаиваясь Мономаха, "великыя дары посылаша к нему, абы под ним
великый князь Володимер Цесаря-города (Царырада) не взял".
Единодушие оценок Владимира II в феодальной письменности, дружинной
поэзии и народном былинном эпосе заставляет нас внимательнее рассмотреть
долгую деятельность этого князя. Перед нами прошла уже галерея его
современников, князей "Гориславичей", и мы видели Мономаха во
взаимоотношениях с ними, но стоит взглянуть на него специально.
Владимир родился в 1053 году, по всей вероятности, в Киеве, где его
отец Всеволод, любимый сын Ярослава Мудрого, находился при великом князе,
доживавшем свои последние годы. Рождение Владимира скрепило задуманные дедом
политические связи между Киевской Русью и Византийской империей -- матерью
его была принцесса Мария, дочь императора Константина IX Мономаха.
Отец Владимира, Всеволод Ярославич, не выделялся из среды князей
особыми талантами государственного деятеля -- мы помним, как зло обвиняли
его боярские летописцы в конце жизни. Но это был образованный человек,
знавший пять языков. К сожалению, Владимир Мономах, написавший в своей
биографии, что отец, "дома седя, изумеяше 5 язык", не упомянул о том, какие
это именно языки. Можно думать, что иноземными были греческий, половецкий,
латинский и английский.
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей
политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя.
Он прекрасно ориентировался во всей тогдашней литературе, владел хорошим
слогом и обладал незаурядным писательским талантом.
Детские годы Владимира прошли в пограничном Переяславле, где начинались
знаменитые "Змиевы валы", древние укрепления, много веков отделявшие земли
пахарей от "земли незнаемой", от степи, раскинувшейся на многие сотни
километров.
В степях в те годы происходила смена господствующих орд: печенеги были
отодвинуты к Дунаю, их место временно заняли торки, а с востока уже
надвигались несметные племена кипчаков-половцев, готовых смести все на своем
пути и разграбить всю Русь.
Полжизни, свыше трех десятков лет, пришлось Владимиру провести в
Переяславле на рубежах Руси, и это не могло не наложить своего отпечатка на
все его представления о губительности половецких вторжений, о жизненной
необходимости единства русских сил.
Перед глазами Владимира с детства проходили войны с торками и первые
набеги половцев. Не было во всей Руси другого такого города, как
Переяславль, который бы так часто подвергался нападениям степняков. Самыми
тяжелыми были, вероятно, впечатления от знаменитого похода хана Шарукана в
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации