logo search
АСТЬ I

Роль Можайской линии обороны

Для организации оборонительных работ были созданы четыре управления укрепленных районов - Волоколамского, Можайского, Мало-ярославецкого и Калужского.

Все оборонительные работы планировалось закончить к 15-25 ноября 1941 года, работы же первой очереди - на главной оборонительной позиции протяженностью 330 км - намечалось закончить 10-25 октября (для разных участков). Однако темп строительства повысился только в конце сентября и в начале октября, когда немцы, прорвав Вяземскую линию обороны, продвигались к Можайской линии.

Таким образом, как видно из таблицы, к началу боев главная оборонительная позиция полностью не была готова, а план не был выполнен. Совсем не был подготовлен Калужский укрепленный район. Средства же связи в укрепленных районах и в частях Можайской линии обороны не обеспечивали управления войсками на широком фронте.

По замыслу командования Московского Военного округа для занятия Можайского рубежа намечалось 25 дивизий из отходивших частей Западного фронта. Но с прорывом Брянского фронта войска Западного фронта не смогли планомерно отходить на Можайский рубеж и занимать позиции. Поэтому для организации обороны на Можайском рубеже Ставкой Верховного Главнокомандования были переданы из резерва стрелковые дивизии и специальные части с задачей не допустить прорыва танков и пехоты противника к Волоколамску, Можайску, Малоярославцу и Калуге.

На 10-12 октября созданный фронт Можайской линии обороны был занят 45 батальонами. Протяженность же фронта Можайской линии обороны (считая от южного берега Московского моря до Полотняного Завода) доходила до 220 км, т.е. оперативная плотность войск составляла в среднем 1 батальон на 5 км; тактическая плотность обороны была еще ниже. Вследствие этого линия обороны была прерывчатой, без глубины. Ряд участков (например, на правом фланге: Дорино, Максимово, около 22 км) вовсе не был занят войсками, и оборона на 10-12 октября не имела подвижных резервов. Не было войск также на территории намечавшегося Калужского укрепленного района.

При такой обороне было чрезвычайно трудно сдерживать наступление противника, тем более что войска Западного и Резервного фронтов не успели занять оборонительные позиции (за исключением Волоколамского боевого участка). Все же Можайская линия обороны сыграла известную роль в задержке стремительного движения врага.

Противник после прорыва Западного фронта направил свои основные удары в период с 10 по 19 октября по наиболее слабым местам главной оборонительной позиции Можайского рубежа - по стыкам укрепленных районов. К этому времени наши войска, высланные для обороны, только что заняли указанные им рубежи, не успев освоить их; отдельные же части (как, например, 1083-й стрелковый полк, части 110-й и 312-й стрелковых дивизий) к началу боев еще не успели выйти в назначенные им районы, и столкновения подходивших частей иногда носили встречный характер. Тем не менее войска, занимавшие боевой участок Малоярославецкого укрепленного района, опираясь на подготовленный рубеж и в условиях охвата противником обоих флангов, вели бои с 10 по 19 октября. Войска боевого участка Можайского укрепленного района сдерживали две пехотные и одну танковую дивизии противника, продолжая бои с 12 по 19 октября. Войска Волоколамского боевого участка, ведя бои на главной оборонительной позиции с 19 по 25 октября, упорно сдерживали наступление немцев. На левом фланге укрепленного района, на участке Высоково, Прозорово, откуда наносился главный удар противника, последний сумел вклиниться в нашу оборону лишь на 10 км.

Выводы

Бои на Можайской линии обороны, продолжавшиеся 7-9 дней (а на Волоколамском участке 10-12 дней), показали, что хотя противник и не был остановлен на Можайском рубеже, но темпы его продвижения были замедлены и время для "молниеносного" удара на Москву было им упущено.

В течение этого времени войска Западного и Резервного фронтов получили возможность отойти, привести себя в порядок и занять новые рубежи обороны. Одновременно эти 7-9-дневные бои обеспечили Главному Командованию возможность вывести на дальние подступы обороны Москвы новые резервные части и выиграть время для организации обороны на ближних подступах к Москве.

Подготовка плацдарма для разгрома противника на подступах к Москве

С отходом советских войск с главной оборонительной позиции Можайского рубежа угроза столице увеличивалась. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 19 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. В соответствии с этим было начато укрепление рубежей на ближних подступах к Москве.

Вопрос о создании подмосковной оборонительной системы, стоявший еще в августе, теперь требовал немедленного разрешения. Ходом событий второй тыловой рубеж Можайской линии обороны превращался во внешний пояс обороны Москвы, строительство которого намечалось примерно по линии Хлебниково, Нахабино, Красная Пахра, станция Домодедово.

Но ввиду возможности обхода противником Москвы с севера и с юга было необходимо усилить фланг и внешнего пояса обороны Москвы. Исходя из этих соображений, начальник Генерального штаба по указанию Ставки отдал 9 октября приказание построить полевые рубежи флангового обеспечения обороны Москвы по линии: на севере по восточному берегу канала Москва-Волга и далее по восточному берегу Волги; на юге до города Серпухова и далее по реке Оке.

В конце октября Военным Советом МВО был принят план непосредственной позиционной обороны Москвы. Этим планом предусматривались:

1) полоса обеспечения, идущая параллельно внешнему поясу; 2) основная оборонительная полоса в виде полукольца; 3) вторая оборонительная полоса в виде кольца, замкнутого вокруг Москвы; 4) оборона внутри города в виде кольцевых и радиальных заграждений и укреплений.

Вся эта многополосная глубокоэшелонированная система обороны столицы получила название "Московская зона обороны". По замыслу Верховного Главнокомандующего товарища Сталина она превращалась в плацдарм для сосредоточения и развертывания подтянутых из глубокого тыла резервов. Это было необходимо для того, чтобы отстоять советскую столицу, измотать и обескровить гитлеровскую армию и нанести ей сокрушительный удар.

Естественные, экономические и стратегические условия способствовали созданию такого плацдарма. Так, в полосе внешнего пояса обороны имеется много водных рубежей - водохранилища, реки, а также большое количество оврагов, которые оборудовались в противотанковом отношении путем устройства эскарпов и контрэскарпов. Здесь было много лесов, которые при устройстве завалов служили противотанковыми и противопехотными препятствиями; наличие высот, командующих над впереди лежащей местностью, которые использовались для установления огневых точек; много населенных пунктов с строениями, которые могли быть использованы для установки огневых точек и оборудования опорных пунктов.

Характерной особенностью основной оборонительной полосы является наличие большого числа населенных пунктов и отдельных строений, что также с успехом использовалось для установления огневых точек и создания опорных пунктов. Установленные огневые точки в тактическом отношении командовали над впереди лежащей местностью. Естественных противотанковых и противопехотных препятствий на этом рубеже мало; их надо было создавать. Но обилие в этих районах различных строительных материалов для устройства военно-инженерных сооружений восполняло этот недостаток.

Наконец, особенностью второй оборонительной полосы являлось наличие сплошных строений, которые можно было использовать для оборонительных целей. От Окружной железной дороги начинаются улицы, ведущие внутрь города. Поэтому входы в город надо было заградить искусственными препятствиями.

Немаловажное значение для характеристики Московского плацдарма имеют дороги и транспорт. Густая разветвленная сеть железных дорог Московского железнодорожного узла, благоустроенные шоссейные и проселочные дороги, а также наличие огромного паровозного и вагонного парков и автотранспорта позволяли своевременно подвозить строительные материалы и рабочую силу, сосредоточивать войска и снабжать их боеприпасами, продовольствием и фуражом. По данным штаба Московской зоны обороны, за период октябрь-декабрь 1941 года. Московским железнодорожным узлом перевезено 1126 эшелонов, из них 370 эшелонов с эвакуированными грузами и под оперативные перевозки - 756 эшелонов. За период август - декабрь только автотранспортным отделом МВО было перевезено 138 000 тонн артиллерийских и интендантских грузов и 77 000 человек войсковых частей, при этом в перевозках участвовало 71 500 машин.

Готовность дорог и транспорта к военным перевозкам сыграла свою роль в развертывании оборонительного строительства и подготовке плацдарма для сосредоточения и развертывания сил Красной Армии, создавала благоприятные условия для осуществления маневра войсками, что, в конечном счете, влияло на успех разгрома немецких войск под Москвой.

Оборонительное строительство всей системы подмосковной обороны и в самой столице началось 15-16 октября. Первоочередной задачей являлись заградительные работы, прежде всего на дорожных магистралях, ведущих к Москве. Враг для нанесения ударов, как правило, пользовался благоустроенными дорогами. Поэтому шоссейные дороги, мосты и прочие дорожные сооружения в течение двух-трех суток были заминированы. К ноябрьскому наступлению германской армии Москва была окружена надежным поясом заграждений. Это сказалось на ходе и темпе фашистского продвижения к столице: фашистскому командованию пришлось отказаться от излюбленного приема - развития прорыва танковых частей по дорожным магистралям; противник вынужден был перейти к так называемой тактике "срезания углов", что нашло свое отражение в боях за Клин и Солнечногорск.

Маневренным действиям танковых соединений немцев способствовало затвердение грунта на полях и проселках в связи с наступлением холодов. Но и этому было противопоставлено решение Государственного Комитета Обороны об устройстве перед оборонительными рубежами и на путях возможных ударов танковых частей противника оперативных и тактических лесных завалов.

Лесные завалы устраивались также войсковыми частями перед своими рубежами. Кроме того, силами местного населения были произведены заграждения открытых участков местности, пригодных для высадки воздушных десантов противника, путем перекапывания участков канавами и врытия столбов.

Таким образом, путем проведения заградительных работ московские оборонительные рубежи были надежно усилены, благодаря чему возможность свободного маневра противника была сильно стеснена.

Строительство подмосковных оборонительных рубежей - окопов, противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, надолб, противотанковых ежей, командных и наблюдательных пунктов, пулеметных и пушечных огневых точек и других сооружений - продолжалось по намеченному плану до конца 1941 года.

Основная тяжесть работы пала на создание внешнего пояса обороны Москвы. Здесь из 36 строительных участков к 16 ноября были полностью закончены работы на 2 участках; на остальных участках работа еще продолжалась, но большое число сооружений уже вступило в строй; к 6 декабря было сдано еще 18 участков, а к 31 декабря закончили работы и остальные 16 участков.

По неполным данным, на подмосковных рубежах и в самой Москве было создано противотанковых препятствий (не считая минных полей) 325 км, противопехотных препятствий 256 км; до 3700 огневых точек, из них 1500 железобетонных и 1275 ДЗОТ; металлических ежей 37 500.

С оборонительной целью были использованы системы канала Москва-Волга и Московско-Окского речного бассейна, особенно в части регулирования водного режима этих систем. Внезапный пуск воды, затопление местности и разрушение переправ немецкие оккупанты частично испытали на себе во время боевых действий на реке Яхроме и у Истринского водохранилища.

Оборона в Москве строилась по принципу создания опорных узлов сопротивления.

Участие трудящихся Москвы и Московской области в обороне города против немецких захватчиков приняло массовый характер.

Москвичи, которые раньше не сталкивались с лопатами и ломами, выполняли норму на 120-150% и по две-три недели неуходили срубежа домой",- писал начальник инженерной службы 5-й Московской стрелковой дивизии.

Строительство оборонительных рубежей и заграждений под Москвой позволило сосредоточить и развернуть здесь крупные силы Московской зоны обороны; оно сыграло важную роль в подготовке плацдарма для контрнаступления Западного фронта и раз грома фашистских войск под Москвой.