21. Культура древней Индии.
Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии – Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. С севера с северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор. Древнейшая в южной Азии цивилизация называется Индской, т. к. возникла она в районе реки Инд в Северо-Западной Индии в 23 в. до н. э. и просуществовала до 18 в. до н. э. Открытие культуры долины Инд произошло сравнительно недавно – в 20-е годы XX века английскими археологами. Памятники этой цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Северо-Западной Индии и на территории современного Пакистана.
При раскопках холма «Мохенджо-Даро» («холм мертвых») был открыт загадочный город примерно III-II тыс. до н. э. Археологов поразили совершенство и цивилизованность устройства города. Прямые улицы шириной до 10 м., пересекавшиеся под прямым углом и делившие город на большие кварталы. Дома строили 2-х этажными, кирпичными. Внутри кварталов улицы были узкими. Чтобы повозкам было легче передвигаться, углы домов делали закругленными. В домах имелись специальные ванные комнаты для омовений. Была городская баня с бассейном. Возможно любовь к чистоте была связана с религиозными воззрениями жителей города, и омовения имели ритуальный характер. Под домами и улицами была настоящая система канализации. Были проложены керамические трубы диаметром от 60 см до 2 м.
Следом за Мохенджо-Даро раскопали другой крупный город - Харапп. По его названию вся археологическая культура той эпохи была названа хараппской. Найденные здесь керамические сосуды расписаны растительным орнаментом. В отличие от Египта для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Скульптура была каменная или бронзовая, небольших размеров. Найдено более двух тысяч печатей. С обратной стороны печати есть отверстия для шнурка. Печати носили и в качестве амулетов, и также для подтверждения собственнических прав владельца. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты.
У Индской цивилизации была письменность примерно 400 знаков, но она до сих пор не расшифрована. О религии этой цивилизации почти ничего не известно. Храмов здесь не найдено. В большом количестве встречаются фигурки богини-матери и быка. Это свидетельствует о типичном для той эпохи культе плодородия и о распространении тотемистических представлений. Существует несколько версий гибели этой цивилизации. Однако гибель цивилизации – понятие относительное. Кто-то все равно выжил.
После гибели Индской цивилизации с северо-запада в Индию проникли индоевропейские племена арии («благородные»). Они были кочевниками-скотоводами. Отличались от коренных жителей светлым цветом кожи, говорили и писали на языке, близком к европейским языкам – санскрите. В результате ассимиляции с коренным населением создавалась единая культура. Сегодня санскрит считается древнеиндийским языком. Арии принесли с собой своё священное писание – Веды. Так начался новый период в истории и культуре Древней Индии – «ведийский период» (конец II – первая половина I тыс. до н. э.)
В I-м тыс. до н. э. культ в ведической религии усложнился. Служители культа (жрецы) назывались брахманами. Появляется новая религия – брахманизм.
В 6 в. до н. э. на территории Индии появляется буддизм, который затем стал распространяться за пределы Индии и, стал первой мировой религией. Известны три вида статуй Будды: Будда сидящий; Будда стоящий; Будда спящий или умирающий. В настоящее время к древним статуям совершается паломничество. Буддизм был господствующей религией в Индии до 2 в. н. э. Во времена господства буддийской религии в Индии кастового строя не было. Затем буддизм вытеснила другая религия – индуизм. Индуизм – это национальная религия Индии, которая сохраняет свои ведущие позиции до сих пор. С появлением индуизма появился кастовый строй, который официально отменен в 1955 году. Строятся индуистские храмы. По форме они напоминают готический стиль архитектуры средневековой Европы. Стала развиваться скульптура. Священные животные в индуизме: слон, корова, обезьяна, змея.
Подлинного подъема и расцвета индийская культура и наука достигла в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев. При них была объединена почти вся территория современного Индостана за исключением крайних областей Южной Индии.
Наука. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Была развита астрономия. Календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Знали о шарообразности земли и предполагали ее вращение вокруг своей оси. Знания химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи. Было создано алфавитное письмо из 50-ти знаков. Была развита медицина. Были изобретены шахматы. Образцы народной мудрости содержат индийские сказки, басни.
Интересны индийская керамика, ювелирные украшения. Произведениями искусства являются монеты с изображениями правителей и надписями на различных языках. Современная геральдика Индии уходит своими корнями в глубокую древность. На государственном гербе современной Индии «трехглавый лев». Это изображение знаменитой львиной капители древнеиндийского царя Ашоки (III в. до н. э.).
До сих пор в Западной Индии сохранились пещерные буддийские монастыри, высеченные в скалах. Их площадь примерно 500 м2. Здесь же сохранились и памятники индийской живописи.
В средние века Индия была под мусульманским владычеством. Ислам и индуизм мирно уживались. В исламе запрещено изображать животных, птиц и людей. Для новых правителей началось строительство мавзолеев – усыпальниц. Несмотря на это, индийские ремесленники-мастера, оформляя гробницы, вплетали в цветочный орнамент птиц, животных.
Живопись и скульптура. Скульптурное и живописное искусство в Древней Индии достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств по правилам их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. В частности, выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.
Наиболее известным памятником древнеиндийской религиозной живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которая представляет разнообразные моменты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, а также изображения дворцовой тематики. Эти рисунки прекрасно сохранились благодаря тому, что индийцы хорошо знали секреты стойких красок и умели готовить долго сохраняющийся грунт.
Была развита миниатюрная живопись. С XV в. в индийской архитектуре стал применяться белый мрамор. Тончайшая гравировка по мрамору напоминала работу по слоновой кости. Величайшим в мировой архитектуре является Тадж Махал – гробница (XVII в.). Это своеобразный памятник любви, воздвигнутый по велению Шах Джахана для рано умершей любимой жены Мумтаз.
В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока индийская цивилизация, как и китайская, продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.