logo
"Инструкция чинам сыскных отделений" (1910 г.), её содержание и значение

2. НЕДОСТАТКИ «ИНСТРУКЦИИ…»

Наряду с положительными сторонами Инструкции следует отметить и ее недостатки:

* как отмечали сами чиновники полиции, она «изложена так туманно, что дала возможность толковать начальникам городских полиций положение сыскных отделений в зависимости от их благоусмотрения, от чего сыск поставлен в такие рамки, которые не дают возможности успешно бороться с возрастающей из года в год преступностью»;

в Инструкции ничего не было сказано об особенностях организации сыска в зависимости от местных условий (в пограничных районах, в районах, население которых придерживалось местных традиций и обычаев, и др.);

не был предусмотрен порядок непосредственного взаимодействия сыскных отделений между собой, минуя губернатора. В случае необходимости начальник сыскного отделения имел право составлять рапорт полицмейстеру, тот представлял дело на усмотрение губернатора, который, в свою очередь, ставил в известность департамент полиции, и лишь последний отдавал распоряжение о производстве необходимых розыскных действий сыскным отделениям различных губерний;

нецелесообразным следует считать требование Инструкции о ношении чинами сыскных отделений форменной одежды. Ношение штатского платья разрешалось только «в случае особой необходимости»;

нечетко был регламентирован объем полномочий прокурора в области сыскной деятельности и материалов опера тивного характера, что давало ему возможность не только надзирать за законностью при проведении уголовного сыска, но и руководить оперативной работой, чем, несомненно, причинялся ущерб ее результатам.

Если общая (и тем более политическая) полиция была милитаризована и ее сотрудникам присваивались воинские звания, то служащие сыскных отделений, как правило, офицерских званий не имели. Только руководителям отделений присваивались гражданские классные чины, а рядовые сыщики являлись вольнонаемными.

Отсутствие подразделений уголовного сыска в уездах. По замыслу Министерства внутренних дел учрежденные по закону 6 июля 1908 г. в городах сыскные отделения должны были производить оперативно-розыскную деятельность также и в уездах. Но на практике в полной мере осуществить этот замысел не удалось. Руководители сыскных отделений, загруженные борьбой с городской преступностью, с неохотой выезжали в уезд. Предупреждение и пресечение преступлений в уездах входило в обязанности чинов уездной полиции, ограниченный состав которых обширная территория, находящаяся в их ведении, а также чрезмерная обремененность разного рода обязанностями существенно сокращала их возможности принимать участие в деле преследования преступников и раскрытия преступлений.В то время, как городская полиция была уже освобождена от многочисленных обязанностей (сыск, тушение пожаров, содержание дорог и пр.), уездная полиция несла обязанности исполнительно-административного характера и ей приходилось одновременно тушить пожары, бороться против эпидемий, чинить дороги, проверять планы лесонасаждении, присутствовать на духовных следствиях и еще многое другое, а также предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления. Вся деятельность по обнаружению хищений в деревнях входила в обязанности урядников, профессиональная подготовка которых была низкой и более 75 % похищенного (хлеб, скот, овощи, одежда, разный инвентарь и т. д.) оставалось неразысканным. Кражи большей частью не регистрировались и к их обнаружению не принималось никаких мер.

исключалась возможность принимать в случае необходимости для преследования преступника срочные оперативные меры .

Элементы дезорганизации в работу сыскной полиции вносили и сами полицейские чиновники.

Таким образом, перед сыскной полицией стоял целый ряд насущных и взаимосвязанных проблем - несовершенство действующего законодательства, нехватка материальных и денежных средств, отсутствие специальных подразделении по преследованию и розыску преступников в уездах, децентрализованное управление и др.