Антуан Кондорсе: теория общественного прогресса

контрольная работа

1. Кондорсе и «Эскиз»

Мари-Жан-Антуа-Никола КАРИТА, маркиз де КОНДОРСЕ от 3 октября 1793 г. согласно обвинительному декрету по делу жирондистов объявлен заговорщиком «против единства и целостности Республики, против свободы и безопасности французского народа» и приговорен к смертной казни. Как прославленный философ, гений математики, знаменитый писатель, Кондорсе стал тем, кем стал - преступником, осужденным на казнь?

Последний энциклопедист, убежденный республиканец, человек с обостренным чувством справедливости, Кондорсе - уникальная, почти символическая фигура в истории Французской революции. Он прошел весь путь от идеалов Просвещения до ожесточенной борьбы за власть и за дележ завоеваний революции, в которой этот приверженец картезианских ценностей, привыкший к объективным критериям Истины и веривший в торжество Разума и Справедливости, был заранее обречен. Он был слишком не приспособлен к политическим интригам. Впрочем, в эту ловушку угодили в годы Террора и куда более искушенные политики. Такова уж, видно, кровавая логика революции - рано или поздно она пожирает и своих детей, и своих пасынков 3.

И вот он, преследуемый «правосудием», покинутый друзьями, разведенный с красавицей женой - ради блага дочери, скрывается в подполье от неминуемой гильотины у приютившей его сердобольной мадам Верне. На несколько месяцев став узником ул. Могильщиков Парижа, запертый в четырех стенах маленькой комнатки, Кондорсе избирает единственный еще незакрытый для него путь к свободе. Он обращает свой взор к вершинам, к грядущему, к тому, что сулит лишь смутно угадывающаяся заря, - он принимается за свой «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

На страницах этой рукописи мы не найдем политика, «разъяренного ягненка», но найдем философа; там нет страстных обличений, а только умиротворение бескрайних и щедрых мыслей. Беглец, скиталец, отверженный, он предвещает неотвратимый приход того дня, когда повсюду будут уважать человеческое достоинство, когда восторжествовавший на всех континентах благодаря просвещению Разум положит конец невыносимому рабству человечества 4. «Он обязательно наступит, - провозглашает изгнанник, - тот день, когда солнце озарит своим светом свободных людей»5.

«Нелюбимое дитя» революции, он болеет всем сердцем за ее судьбу и верит в ее удачу - «современное состояние просвещения гарантирует» это. Зная, что ему, как и его друзьям жирондистам (многих из них казнили еще при жизни Кондорсе) не увидеть «счастье, которое она (революция - Д.М.) обещает», он пишет своеобразный наказ тем, кто продолжает священное дело революции - свой «Эскиз». В нем Кондорсе завещает «картину революций, которые предшествовали настоящей и ее подготовили»; «картина» должна стать «верным путеводителем», способным «нас вести среди революционных движений», «может нас лучше просветить относительно того, что нам ожидать». Кондорсе, повествует историю Прогресса человеческого разума, которая, с его точки зрения, своим уроком поможет избежать слишком дорогой цены за счастье революции, распространить его «с большей быстротой на возможно большем пространстве», сделать революцию «более полной в своих проявлениях».

Кондорсе не удалось закончить свой труд - смерть выронила перо из рук философа (9 жерминаля 2-го года или 30 марта 1794года). Как говорится, рукописи не горят, не горят даже в пламене забвения и позора, которому было предано имя Кондорсе, как ученого принявшего участие в революции, и посмертно вычеркнуто из списков членов Академии наук. Предсмертному и вместе с тем бессмертному труду была уготовлена куда более счастливая участь. «Эскиз» был издан в 1795 году, переведен на немецкий и английский. Конвент приобрел три тысячи экземпляров и через Комитет народного образования распространил по всей Франции, а вместе с ним и вдохновляющую идею: «Все заставляет нас думать, что мы приближаемся к эпохе великих перемен в человеческой истории», где «только истине суждено стать навсегда победительницей».

Делись добром ;)