Коллаборационизм в Беларуси в 1941-1944 гг.

курсовая работа

Раздел 2. Причины белорусского коллаборационизма

В этом разделе я рассмотрю проблему военного коллаборационизма советских граждан в годы Второй мировой войны, уточню причины и условия, которые привели к появлению белорусского коллаборационизма.

К понятию "коллаборационизм" подходит следующее определение: это добровольное сотрудничество с нацистским военно-политическим руководством на территории Германии или оккупированных ею стран, с целью установления или укрепления нового административно-политического режима. Таким образом, "военный коллаборационизм" - это участие в военных усилиях нацистской Германии, в рядах ее армии или других силовых структур.

Советский коллаборационизм, как и белорусский, был, по существу, продолжением событий гражданской войны 1918 - 1920 гг., а его предпосылками послужили особенности общественно-политического развития предвоенного СССР. Среди них следует отметить репрессии, коллективизацию, фактическую нерешенность национального вопроса, религиозные притеснения и тому подобное. На начало 1940-х гг. эти предпосылки привели к тому, что в определенной части советского общества оформились стойкие протестные настроения, которые вылились в ряде случаев в повстанческое движение.

Все перечисленное можно назвать внутренними факторами. К внешним факторам следует отнести немецкие геополитические планы относительно Советского Союза, деятельность антисоветской эмиграции и ее место в этих планах. После начала Великой Отечественной войны к ним добавились еще два существенных фактора: особенности немецкого оккупационного режима на той или другой территории СССР и положение на фронтах.

Причины, которые привели к созданию коллаборационистских формирований, были двух типов:

1. Немецкие

2. Причины представителей белорусского населения.

Привлекая добровольцев из числа населения оккупированных территорий, немецкое руководство, во-первых, рассчитывало пополнить человеческие ресурсы, в использовании которых до зимы в 1941 г. наметился кризис. Во-вторых, оно планировало создать эффективные силы для борьбы с партизанским движением.

Причем следует отметить, что, вместе с чисто военным вопросом, здесь был и определен пропагандистский эффект - заставить партизан биться с их соотечественниками. В-третьих, с декабря в 1942 г. привлечение добровольцев начало символизировать начало "новой" немецкой политики. Наконец, в-четвертых, создание коллаборационистских формирований по национальному признаку было существенным фактором национальной политики нацистов.

Немецкая сторона была явным инициатором этого процесса. Однако представителям национальных движений принадлежала не менее активная роль. Здесь решающими были следующие мотивы: коллаборационистские формирования, как инструмент давления на немцев, как средство борьбы против своих идеологических противников, и, на завершающем этапе войны, как предмет торга с западными союзниками [10, с.174].

В нормативных документах немецкого военного командования и полицейского руководства все контингенты добровольцев из числа советских граждан строго различались. В целом выделялись следующие категории: формирования разведывательно-диверсионного назначения, созданные немецкими спецслужбами; вспомогательные и специальные формирования; формирование полицейского характера; линейные (фронту) формирования.

На протяжении всей своей истории коллаборационистские формирования действовали в определенной среде и в определенных условиях, подвергаясь влиянию ряда факторов.

В данном случае наиболее значительным следует признать влияние: немецких военно-политических органов разного уровня; коллаборационистских организаций той же национальной группы, представителями которой был укомплектован личный состав формирования; коллаборационистских организаций и добровольческих формирований представителей других национальных движений; партизанского и подпольного движения, которое действовало на данной территории; местного населения, которое проживало на данной территории. Все эти факторы можно условно назвать внутренними.

К внешним факторам следует отнести военную обстановку на том или другом участке фронта или на этом фронте в целом.

В течение Второй мировой войны в силовых структурах Германии прошло службу от 1,3 до 1,5 млн советских граждан - большинство добровольно, остальные - в результате разной степени призывных компаний. Такое количество, несомненно, следует признать заметным взносом коллаборационистов из числа народов СССР в военные усилия нацистской Германии.

Зная планы нацистского военно-политического руководства относительно будущей политической организации восточных территорий вообще и Беларуси, в частности, нельзя не отметить, что модель такой организации была. И, как оказывается из источников, основными ее носителями были главный нацистский теоретик А. Розенберг и некоторые круги военного командования. Последние почти сразу же были устранены от анализа этой проблемы Гитлером, который считал лучшим работать с Розенбергом. Но и его точка зрения не оказалась окончательной. Начиная с середины 1930-х гг. Розенберг был вынужден согласовывать ее с взглядами Гитлера, достаточно хаотическими и неустойчивыми. В дальнейшем эти моменты отразились на немецкой оккупационной политике самым значительным образом, сыграв очень неоднозначную роль в деле привлечения местного населения к военному коллаборационизму. А указанные причины и факторы привели к тому, что процесс создания белорусских коллаборационистских формирований осуществлялся по двум направлениям и в два этапа. Как правило, они создавались или в системе сил по охране правопорядка (осень 1941 - лето 1944), или в структурах Вермахта и СС (лето 1944 - весна 1945).

Делись добром ;)