Королевская власть в племени готов

курсовая работа

§ 2. Функции короля в племени готов

Как мы уже рассмотрели в первом параграфе главой племени могли быть - король и принцепс. Теперь стоит рассмотреть, какие же функции они совершали в племени, которые оказывали действия на организацию германского общества.

Несомненно главной и основной функцией короля было управление племенем. Легендарный король готов Филимер, сын Гадарига «правил всего только пятый после Берига». По отношению к римским императорам Иордан также употребляет данный термин: «…в правление императора Домициана…». Король гуннов Аттила, для того чтобы укрепить свою власть в племени, умерщвляет своего брата Бледу, «повелевавший значительной частью гуннов». Также Иордан упоминает еще об одном интереснейшем факте - когда король готов Винитарий был убит Баламбером, последний взяв в жены Вадамерку начал властвовать над племенем готов, но при этом «готским племенем всегда управлял его собственный царек, хотя и решению гуннов». То есть в каждом племени был собственный «царек», который подчинялся единому королю (данный вопрос мы рассмотрим в 3 главе работы). Здесь же нас интересует то, что, несмотря на положение управляющего (а мы привели много примеров) - будь то римский император, король готов, вождь гуннов или «царек» готов, - Иордан употребляет одно слово, обозначающее его действия - «правит» либо производные от него. По истине, именно это было самой главной функцией любого управляющего племенем.

Следующей функцией короля было охрана подвластных ему земель. После смерти Танаузиса во главе государства были избраны женщины - Лампето и Марпезия. В их функции входило защищать свои владения и опустошать чужие. Для этого они кинули жребий, по которому Лампето «осталась охранять родные границы», а Марпезия «покорила войной различные племена, а иные присоединила, заключая мир».

Таким образом, выявляется еще одна функция короля - покорение либо присоединение других территорий. Во время похорон Аттилы, гуннские всадники вспоминали его такими речами: «Ты, который с неслыханным дотоле могуществом один овладел скифским и германским царствами». Охрана своих территорий и присоединение новых земель - это обязательная составляющая часть Великого переселения народов. Действительно, только сильный король мог противостоять нападению других племен и сохранить независимость подвластных ему территорий. Сохранение и присоединение - это две функции, которые, по моему мнению, нельзя разделять. Ни один король не мог проводить свою политику с курсом только сохранения своих территорий, так как со временем государство разрастается и чувствуется нехватка территорий для комфортного проживания. Также ни один король не мог проводить политику лишь присоединения территорий, так как, присоединив территорий сегодня, завтра они могут быть уже подвержены нападению соседних племен, в особенности в эпоху Великого Переселения Народов, когда массы народностей меняли свое место обитания.

Следующей функцией, которую исполнял король в племени стоит назвать подчинение общества законам. Причем достаточно сложно понять - какие законы имелись в виду у Иордана. Самих письменных законов как таковых не существовало. Были определенные традиции, по которым и жило племя. Возможно, здесь опять же Иордан пытается возвеличить готов, показывает древность письменного права этого племени. Дикиней (помощник вождя Бурвисты) заставил готов «жить в соответствии с природой, по собственным законам, которые, будучи записаны, и до сих пор зовутся «белагины». Скрижинская в комментариях говорит о том, что либо Иордан ошибается, так как первая письменная запись законов у готов зафиксирована при короле Еврихе (466-485), либо он говорит о древней устной традиции, которая как раз позже и была зафиксирована письменно. Я полностью соглашусь с мнением Скрижинской, потому что сложно понять, что именно предполагал Иордан под словосочетанием «собственный закон». Также известный историк Люсьен Мюссе в своей книге «Варварские нашествия на Европу: германский натиск» также подтверждает тот факт, что кодекс Евриха был первым законодательством вестготов. Кроме этого, император Валентиниан, отправляя к королю Теодориху посольство говорил о том, что вождь гуннов Аттила «презирает право и божеский закон и выставляет себя врагом самой природы». Под словом «право» вероятнее всего он говорил о праве римлян, а вот остальное схоже с тем, чему учил Дикиней готов - божеский закон видимо ассоциировался с собственным законом, и Аттила не желал жить в соответствие с законами природы и выставлял себя перед ней ее врагом. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в IV-V веке у германских племен не существовало единого письменного закона. Практически у всех племен был один закон - закон природы (это говорит еще о неразвитости структуры управления племени и варварской составляющей), а также племя подчинялось практически во всем королю - смею предположить, что как раз божеский закон - это и есть закон короля. Здесь уже стоит задуматься о сакральности королевской власти в германских племенах того периода. Л.Мюссе замечает, что «у германцев королевская власть носила двойственный характер, сакральный и военный, а соотношение этих элементов варьировалось в зависимости от народа». При этом готские, англосаксонские и норвежские династии считались происходящими от богов. Таким образом, можно предположить, что власть короля в племени готов носила сакральный характер.

Также в источнике есть два интереснейших случая, когда король усыновлял. Причем усыновлял не в том значении, которое мы знаем: он освобождал пленника и заключил с ним военный союз. Тиудимер, король готов, «пленника своего усыновил и отпустил вместе с соплеменниками в Свавию». Похожая ситуация произошла и с Теодерихом: император Зинон «усыновил его по оружию и на государственные средства устроил ему триумф в столице, а также сделал его ординарным консулом». Этот ритуал был не случайным, а так называем дипломатическим инструментам в руках германских правителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Иордан сближает готских королей с римскими императорами, а также с гуннскими и гето-фракийскими царями. Функции их практически идентичны, хотя по статусу готские короли значительно уступают римским императорам. Это действие автора понятно - в течение всего повествования Иордан пытается возвеличить готов, в начале «удревняет» их происхождение путем сопоставление генеалогических данных легендарных амазонок, гетов и самих готов; далее пытается сопоставить римлян и готов и показать, что готы мало в чем уступали римлянам. Но несмотря ни на что, данные источника помогают реконструировать механизм королевской власти в готском племени, показывают, что король того периода обладает некой самостоятельностью, но при этом в источнике есть упоминания и о других органах власти.

Делись добром ;)