logo
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Религиозная и профессиональная деятельность на территории Красноярского края

Введение

Актуальность исследования: В истории России встречается множество ярчайших событий и эпизодов, со всей полностью раскрывающие исключительное долготерпение и выдержку Русского народа. На каждом шаге своей истории, русский этнос сталкивался с невообразимыми на первый взгляд трудностями, трудностями, которые по всей логике вещей должны были завершить само существование русского этноса и России.

Однако практически всегда русский этнос выходил из этих суровых испытаний победителем, более сильным и выносливым чем прежде.

Причин такому ходу вещей есть множество: кто-то склонен видеть в этом заслугу экономических условий жизни русских, кто-то: политических, социальных, психологических и т.д. Но всё же самым справедливым будет мнение, что залог живучести и непоколебимости Русского народа следует считать именно духовную составляющую, ибо именно духовный стержень и есть та основа, что питает волю к жизни у Русских людей и дает им силы для дальнейшего развития. При любых потрясениях, у русской нации находился такой человек, который своим примером мог воодушевить отчаявшихся к решительным действиям, а в малодушных пробудить совесть. В своё времятакую миссию несли Сергий Радонежский и патриарх Гермоген, Серафим Саровский и о. Иоанн Кронштадтский. Во времена советской власти таким человеком был В.Ф. Войно-Ясенецкий. Его деятельность практически неизвестна, а само его имя известно немногим, но именно благодаря этому человеку постсоветское общество обязано сохранением своего культурного стержня.

Сегодня, когда размыты все идеалы, а сама нация не имеет понятия ради какой цели она вообще существует, изучение деятельности архиепископа Луки особенно важно, поскольку таит бесценный опыт по возрождению Русской нации.

Ни материальное благосостояние, ни мощная армия или природные богатства являются залогом незыблемости народа, но именно его нравственная основа, моральные качества и его духовность. Лишь тогда Россия обретёт свой подобающий облик, когда её народ станет таковым. Достичь этого нам позволит изучение деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Все вышеизложенное определило выбор темы исследования, его цель и задачи.

Степень изученности работы. Историография.

Историографию, посвященную архиепископу Луке Войно-Ясенецкому можно разделить на две группы. Во-первых, труды светских авторов, главным предметом которых было биографическое описание жизни святителя. Во-вторых, труды церковных авторов, описывают, в основном, тяготы и лишения, которые пришлось претерпеть В.Ф. Войно-Ясенецкому.

Следует упомянуть, что до недавнего времени работ, исследующих жизнь архиепископа Луки почти не было вовсе (за исключением единственной книги Марка Поповского, изданной в 1979 году, по понятным причинам во Франции). Однако и по сию пору число работ по данной проблематике буквально единицы. В этом есть и определённый положительный нюанс: практически все работы достаточно новы по своему написанию (90-е - 2000-е гг.), к тому же они достаточно объёмны и располагают достаточно большим количеством материалов, доступ к которым стал возможен лишь после вмешательства В.А. Лисичкина

«Лишь мой достаточно высокий политический статус Председателя Комитета Государственной Думы РФ позволил сдвинуть дело о реабилитации В.Ф. Войно-Ясенецкого с мёртвой точки. По моему обращению лично к В.В. Путину было дано правительственное поручение главе Военной Прокуратуре РФ о начале процесса реабилитации и лишь несколько месяцев назад знаменитый хирург, выдающийся учёный, Святой иерарх Русской Православной Церкви был официально реабилитирован»[1]

Конечно, и до работ В.А. Лисичкина этой проблемой уже было издано некоторое количество книг по этой теме: И. Кассирского, В. Марущака, М. Поповского, Т. Грековой, М. Вострышева, А Шаповалова, Н. Пузина. Но во-первых: большая часть каждой из этих работ не располагает таким количеством документов, а основной материал черпает из личных воспоминаний (многие из авторов книг были лично знакомы с архиепископом Лукой) и рассуждений о такой фигуре как Лука Войно-Ясенецкий, во вторых: подобные работы автоматически становятся очень схожи одна с другой. Возникает парадокс: при внешне достаточно большом количестве работ по данной проблеме, фактически освещённость этого вопроса ещё далеко не завершена.

Всё же среди прочих работ особенно выделяются некоторые, которые хотелось бы упомянуть подробнее.

1. Самая первая крупная работа, посвящённая жизни архиепископа Луки - книга Марка Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого. Архиепископа и хирурга» Книга издана в 1979 г. в Париже.

«Чтобы воссоздать образ этого необычного человека Поповский годами, тайком от властей, объезжал города, расспрашивал свидетелей и собирал документы. На эту работу ушло двадцать лет напряженного труда»[2]

Эту книгу отличает большой объём, автор её располагает просто огромным количеством всевозможных документов, материалов. Он проделал большую работу и лично побывал в местах ссылки архиепископа, что и отражено в книге. Встретился со многими современниками Валентина Феликсовича, которые каким-либо образом сталкивались с ним в течение своей жизни, у каждого из этих людей были взяты их воспоминания об архиепископе Луке, что значительно обогатило книгу и дополнило портрет Фойно-Ясенецкого. Но отличают большие и частые отступления ни отвлечённые темы, встречаются и полноценные философские рассуждения о смысле русской истории и месте в ней людей, подобных Войно-Ясенецкому, это было бы положительным моментом, если бы не бросалась в глаза явная предвзятость суждения Поповского о личности архиепископа, а все его рассуждения есть попытки доказать и оправдать своё мнение о личности этого человека. Это ощущение не проходит на протяжении всей книги. Подтверждение своего сомнения об искренности этого человека я нашёл в высказывании внучатого племянника архиепископа Луки - В.А, Лисичкина: «Правда, единожды власти вспомнили о моих предложениях. Это случилось сразу же после выхода в западном издательстве «Имка-Пресс» книги Марка Поповского «Жизнь и житие В.Ф. Войно-Ясенецкого» и чтения глав из этой книги радиостанциями «Свобода» и «Немецкая волна». Всех родственников поочерёдно вызывали в Московское, Одесское и Ленинградское УКГБ. Со мной, как москвичом, беседовал полковник Б. Ноткин из центрального аппарата КГБ. Он интересовался, как семейный архив, включая письма арх. Луки к детям и родственникам, попал к М. Поповскому. Надо сказать, что М. Поповский фактически нагло украл уникальные письменные памятники и фотографии, отражающие различные периоды жизни Св. Луки. Я не знаю, по какому праву бывший личный секретарь арх. Луки Е. Лейкфельд отдала М. Поповскому часть личного архива В.Ф. Войно-Ясенецкого. Но когда бряцая регалиями члена Союза Писателей СССР, Поповский явился к моим одесским и ленинградским родственникам с просьбой ознакомить с личным архивом, то первая реакция была отказать. М. Поповский слёзно просил хотя бы на неделю дать ему возможность ознакомиться с письмами арх. Луки, его рисунками, заметками, картинами, библиотекой… Однако одна неделя превратилась в годы, а уникальные свидетельства о жизни святого уплыли вместе с М. Поповским за границу» [3] И, как выяснилось позже, очень многое в книге М.Поповского об архиепископе Луке, оказалось плодом его собственной фантазии, вследствие этого пользоваться ей приходится весьма осторожно.

2. Следующая замечательная книга, о которой необходимо упомянуть, это книга В.А. Лисичкина под названием «Крестный путь святителя Луки» вышла в 2001 году тиражом в 5000 экземпляров.

Эта книга поистине уникальна, уникальна тем, что в ней собрано просто огромное количество всевозможных документов и материалов, относящихся к арх. Луке, Материалы уголовных дел, копии допросов и постановлений, большой фотоархив. Едва ли не более половины всех документов, предоставленных в книге, вообще впервые были предоставлены общественности, это стало возможным благодаря тому высокому положению, которое занимал В.А. Лисичкин в правительстве - Председатель комитета Государственной Думы РФ. Собственно, и сам процесс реабилитации Луки Войно-Ясенецкого является заслугой его внука. Книга достаточно объёмна: более 450 страниц, и при этом на всём своём протяжении изобилующая множеством документов.

Основная мысль книги сводится к тому, чтобы подробно осветить все тяготы, выпавшие на долю архиепископа Луки: аресты, допросы, этапы, пытки, лишения, ссылки. Бесспорно эта работа наиболее глубокая по содержанию, очень интересна, имеет много достоинств, но такое подробное описание страдания Войно-Ясенецкого приводит к ущемлению освещения его непосредственной медицинской и профессиональной деятельности, оттеняет их, ставит на второй план, в итоге освещение этого аспекта выглядит довольно ущербным.

3. Следующая работа В.А, Лисичкина «Военный путь святителя Луки» призвана восполнить этот пробел и частично ей это удаётся. Но очень смущает объём книги - 220 страниц, а учитывая, что почти половина из них - это проповеди св. Луки, весьма сомнительно, чтобы на 120 страницах полностью исследовать весь его жизненный путь как хирурга, описать все его научные работы; открытия; условия работы, в которых он часто оказывался при проведении хирургических операций; привести наиболее потрясающие его операции, не просто сложнейшие, но и немыслимые в силу условий, в которых их приходилось осуществлять.

И всё же эта работа заслуживает внимания, как новизной предмета исследования, так и новизной издания: выпущена в 2011 г.

4. Ещё одна работа, достойная внимания - книга протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)» Это одна из первых работ, вышедшая в России, рассказывающая о жизни архиепископа Луки. И хотя книга выполнена по принципу обычной биографии, только подробной, её заслуга в том, что писалась в один из самых тяжёлых моментов стагнации духовного роста русского общества, тем более, что прославляла она имя нового православного подвижника, а не перепечатывала биографию уже известных нам святых. Эта книга - своего рода первый луч прославления как самого архиепископа Луки, так и всех наших новомучеников и новых святых вообще, помогающая благородному делу их реабилитации. Труды протодиакона были оценены, и за данную книгу он был удостоен специальной премией «Духовные подвижники», которая вручается за книгу о духовных просветителях России.

Недочёт только в том, что она выпущено чрезвычайно малым тиражом, достаточно сказать, что в Краевой библиотеке г. Красноярска её удалось найти лишь в отделе редких книг!

5. Также интересна «Автобиография» надиктованная самим архиепископом Лукой своему секретарю Е.П. Лейкфельд в 1958 г. Интересно мнение самого архиепископа о своей судьбе, его отношение к своим палачам.

6. «Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского» - книга издательства Саратовской епархии, 2010 г. 80 страниц, биографический стиль изложения.

7.«Иосиф Абрамович [4(16).4.1898, Фергана, -- 21.2.1971, Москва], советский терапевт и гематолог, академик АМН СССР (1963), заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1960) Вице-президент Международного союза гематологов (1961--63), почётный член Польского и Венгерского медицинских обществ, Швейцарского общества гематологов. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями»[5]

Один из современников архиепископа Луки, знавшие его не понаслышке, имевший честь работать с ним бок о бок И. Кассирский, также оставил свои воспоминания о хирурге Войно-Ясенецком, где говорит об опыте работы с ним, пытается разобраться в феномене этого человека. Работа под названием «Размышления о В.Ф. Войно-Ясенецком - хирурге и священнике» интересны тем, что своим мнением делится его коллега. Однако, в силу того что Кассирский был человеком не воцерковлённым, для него сам образ арх. Луки, а следовательно и логика его поступков и действий остались непонятными. Отрицая религиозную составляющую он так и не смог понять феномен Войно-Ясенецкого, приводя многочисленные пространные объяснения его поступкам, он в конце концов приходит к мысли, что архиепископ Лука противоречит сам себе как учёный и священник, что у Луки, якобы есть раздвоение личности. Так же как и М. Поповскмй, И. Кассирский страдает своими предубеждениями и не столько пытается разобраться в характере Войно-Ясенецкого, сколько пытается найти доказательства для обоснования своего отношения к архиепископу, приводя, как ему кажется, убедительные аргументы, которые, тем не менее, для православного и Самой Церкви убедительными вовсе не выглядят.

В целом можно отметить, что до недавнего времени, исследований, посвящённых деятельности архиепископа Луки не было вовсе, кроме изданной за рубежом книги М. Поповского. Лишь с начала XXI века стали выходить работы по данной проблематике, однако их количество крайне недостаточное, все они страдают односторонностью исследований. красноярский период освещён слабо, основной предмет - биография святителя, а не его религиозная деятельность. Анализ литературы показывает, что предмет практически не освещён, имеет множество «белых пятен», требует дополнительного исследования.

Объект исследования данной работы- профессиональная и религиозно-духовная деятельность архиепископа Луки (В.Ф.Войно-Ясенецкого).

Предмет исследования:

Предмет исследования - уникальный вклад в медицинскую нуку и в духовное возрождение общества в период пребывания территории Красноярского края в 1923 -1944 гг.

Цель исследования: заключает в себе исследование профессиональной и духовно-просветительской деятельности архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) на территории Красноярского края в период сибирских ссылок.

Задачи исследования:

1. Сравнить истоки веры, подвижнической деятельности, причины и особенности двух сибирских ссылок В.Ф. Войно-Ясенецкого

2. Исследовать вклад архиепископа Луки в науку и военно-полевую медицину края в период Великой Отечественной войны.

3. Исследовать духовно-мировоззренческие взгляды и общественно-религиозную деятельность архиепископа Луки на территории края.

3. Выявить роль и заслуги архиепископа Луки в общественную жизни Красноярского края и современной постсоветской России

Методологической основой исследования является диалектический подход при исследовании социальных процессов в конкретно-исторических условиях, что позволяет установить объективные причинно-следственные связи. Исследование проблемы базируется на принципе историзма, который предполагает рассмотрения какого-либо явления в процессе развития.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы:

1.Конкретно-исторический

2.Сравнительно-исторический

3.Теоретический анализ, изучение и обобщение архивных документов, периодической печати и литературных источников.

С помощью конкретно-исторического метода удалось выявить особенности религиозного состояния жителей Красноярского края, в зависимости от исторических и политических событий, складывающихся в стране и крае в первой половине XX века.

Используя сравнительно-исторический метод, изучалось развитие форм, средств и методов партийной и государственной политики, их изменение по отношению к религии с течением времени. Этот метод основан на сравнении однотипных фактов или этапов одного и того же процесса.

При совместном использовании этих методов становится возможным проследить за развитием здравоохранения и религиозного состояния Края.

Метод теоретического анализа использован для получения новой информации путём расчленения целого на составные части. Это позволяет лучше изучить исследуемый объект, его многогранность, сложное разбить на простые составные части.

Характеристика источников. Источниковая база представлена богатым списком личных трудов архиепископа Луки, который позволяет раскрыть сложность его духовного образа, глубину его мысли, труды по хирургии раскрывают уровень его познаний, востребованность в этом уникальном опыте, которая не пропадает и по сей день.

Также важную группу источников представляют материалы Государственного архива Красноярского края (ГАКК). Ценная информация было получена из документов фонда р-1384 ГАКК, где содержится информация по медицинскому осмотру Войно-Ясенецким призывников.

Материалы периодической печати позволяют оценить степень его воздействия на край как церковного иерарха и хирурга.

Аудиоматериалы с записью проповедей помогают лучше понять мировоззрение архиепископа.

Интернет-ресурсы знакомят с положением здравоохранения в крае и с положением Красноярской епархии.

Таким образом, источниковая база работы, располагает достаточным материалом для решения исследовательских задач.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе, в отличие от многих других изданий, посвящённых архиепископу и хирургу Войно-Ясенецкому, главной проблемой является не изучение биографии, а исследование влияния святителя на здравоохранение и религиозное состояние Края, путём тщательного изучения его деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в приобретении того опыта, который имел Войно-Ясенецкий, трудясь на благо воцерковления населения. Данный опыт очень полезен для современных миссионеров и катехизаторов, которые трудятся на ниве воцерковления всего Русского населения, после страшных гонений на Церковь.

Ввиду настоящей политической, идеологической разрухи государства и в особенности мировоззренческого и духовного упадка народа, этот опыт, как никогда актуален. Поскольку в отличие от других проповедников, знакомит с человеком, миссионерская деятельность которого пришлась на советский период, период гонения и борьбы против Церкви.

Матетриалы данной дипломной работы будут переданы в Музей В.Ф. Войно-Ясенецкого, раполагающийся в средней общеобразовательной школе №10 для использования в учебно-воспитательной работы с учащимися.

Примечание

1. В.А. Лисички. Крестный путь святителя Луки. Москва; 2001. Стр. 6.

2. Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Статья: «Марк Поповский»

3.В.Ф. Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука). Очерки гнойной хирургии. Москва - Симферополь. 2006. С. 701-702.

4. Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Статья: «Владимир Александрович Лисичкин»

5. Википедия - свободная энциклопедия. Статья: Иосиф Кассирский.