logo
Нерыночные попытки реформирования плановой экономики

1.Предыстория

В середине ХХ века принцип оставался таким же, изменились лишь масштабы и способ грабежа. Теперь колонизация осуществлялась способом инвестиций в экономику. Внешне это было довольно привлекательно: рост промышленности, производство благ, повышение уровня жизни. Но, вместе с тем, чилийцы теряли намного больше, чем приобретали - вместо того, чтобы все заработанное на своей земле тратить на собственное развитие, большинство приходилось отдавать США. Хорошо жили все те же привилегированные классы (3 от общего населения) и обеспечивающие их интересы некоторые слои пролетариата, которым перепадали крохи с "барского стола". На страже существующего режима всегда стояли и военные. Следует отметить, что вооруженные силы в Латинской Америке традиционно представляли отдельную касту, занимавшую особое положение в обществе. Привычного для нас деления на полицию и армию там не было. Функцию обеспечения общественного порядка внутри страны в основном осуществляла армия.

Даже во второй половине ХХ века половина жителей Чили периодически голодала, но система всегда находила, какие изменения нужно пообещать, чтобы все оставалось так, как есть. В конце 60-х иностранные корпорации завладели 25 главных промышленных предприятий, на которых приходилось 60 продукции. Вместе с промышленностью транснациональные корпорации прибрали к рукам и финансовую систему. За десятилетие внешний долг Чили вырос в 5 раз, и ежегодно приходилось отдавать по процентам до 40 годового экспорта Лабарка Годдард Э. Чили, раскалённое докрасна. М.: Прогресс, 1973. с. 187.

В этих тяжелых условиях президентом стал кандидат от движения Народного единства Сальвадор Альенде. Всем было очевидно, что выход из такой тяжелой ситуации лежал через национализацию и переориентирование экономики на обеспечение потребностей всего чилийского народа. Но осуществлению программы нового правительства сразу же стали мешать олигархические круги при плотной поддержке США. Например, чтобы помешать Альенде вступить в президентскую должность, руководство финансовой системы спровоцировало финансовый кризис, а ЦРУ попыталось с помощью реакционных чилийских военных совершить вооруженный переворот Отеро Л. Разум и сила: Чили. Три года Народного единства. М.: Прогресс, 1983. с. 62. Однако, несмотря на трудности, Сальвадор Альенде вступил в должность.

Правительство Альенде изначально ставило задачу национализации чилийской экономики и перераспределении ее ресурсов. Модель централизованного планирования, существовавшая в СССР его не привлекала, и тогда в Чили был приглашен Стаффорд Бир.

В то время, Стаффорд Бир был одним из самых востребованных консультантов у бизнес- и политической элиты Великобритании. Его теория о том, что общественные системы и институты повторяют природные оказалась крайне успешной. Стаффорд Бир сочувствовал левой Чилийской власти Беккет Энди. Мечты в сантьяго. «The Guradian» 8 сентября, 2003 г. (http://www.guardian.co.uk/technology/2003/sep/08/sciencenews.chile) и давно хотел опробовать проект создания кибернетической сети, способной связать все институты общества и экономики. Безусловно, небольшое и полное энтузиазм государство Чили было подходящей площадкой.

Когда Стаффорд Бир прибыл в Сантьяго, чилийцы были шокированы. «Это был огромный и необычайно умный человек, - вспоминал Рауль Эспехо. - Во всей его внешности, в каждом движении проскальзывала глубокая продуманность». Стаффорд запросил 500 долларов в качестве ежедневной оплаты своей работы. Хотя эта сумма и была меньшей, чем обычно, но оставалась весьма весомой для правительства, находящегося под экономическим давлением США. Республика Чили, несмотря на постоянные поставки шоколада, вина и сигар, подвергалась жестким санкциям Вашингтона и испытывала валютный голод. Там же.