logo
Новоторговый устав 1667 года

1. А.Л. Ордин-Нащокин как государственный деятель

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин известен как виднейший государственный деятель 2-й половины неспокойного XVII века, незаурядный дипломат, специалист по военному делу, энергичный администратор, организатор почты, экономист - таким он вошел в историю России.

На первый поверхностный взгляд может показаться, что XVII век был той эпохой, которая по самой природе своей не могла породить крупный государственный ум. Между тем весь этот продолжительный период был заполнен напряженной работой, борьбой России с окружающими странами во внешней политике, реформаторских и консервативных тенденций во внутренней. Царь Алексей Михайлович создал в русском обществе преобразовательное настроение. Первое место в ряду государственных деятелей, захваченных таким настроением, бесспорно, принадлежит самому блестящему из сотрудников царя Алексея, наиболее энергичному провозвестнику преобразовательных стремлений его времени, боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордыну-Нащокину.

По уточнённым данным Афанасий родился между декабрём 1605 - ноябрём 1606 годов. После смерти отца ему отошло 150 четей земли «на прожиток» в 4-х губах Опочецкого уезда. С ранних лет проявилась его любознательность и тяга к знаниям. Он обучался латинскому, польскому, латышскому языкам, математике и риторике. Любовь к знаниям он сохранил на всю жизнь, выписывал книги из-за границы, имел хорошую библиотеку. В 15 лет «Афонка» был записан в Пскове в полковую службу, как сын боярский. В середине 30-х годов Афанасий Лаврентьевич женится на дочери псковского дворянина, стоявшего во главе псковских стрельцов Василия Колобова и окончательно перебирается в Псков.

Многими талантами обладал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.

В самом начале царствования Алексея Михайловича он обратил на себя внимание молодого царя своей распорядительностью во время псковского бунта. К 50-м годам XVII в. Афанасий Лаврентьевич уже считался в Пскове видным деятелем и усердным слугой московского правительства.

С открытием шведской войны он, будучи друйским воеводой показал себя отличным полководцем и дипломатом; сильно восставал против грабежей русских войск и особенно казаков, которые не щадили даже своих и тем отвращали ливонцев от русского подданства. Ордин-Нащокин на личном опыте убедился, что в армии нужно проводить коренные реформы, чтобы повысить ее боеспособность. Он настаивал на полном преобразовании войска и замене дворянской конницы «новыми конными и пешими полками» предложил ввести рекрутские наборы, увеличить стрелецкое войско. Тогда эти мероприятия были прогрессивными.

Афанасий стал известен еще при царе Михаиле: его не раз назначали в посольские комиссии для размежевания границ со Швецией. В 1642 г. он ездил на шведскую границу для осмотра и исправления пограничной линий по pp. Меузице и Пижве и для принятия, на основании столбовского договора, пограничных земель, неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что он знает «немецкое дело и немецкие нравы». Высоко ценивший его службу царь Алексей писал ему: «а служба твоя забвенна николи не будет».

Почти единоличными трудами его было заключено перемирие со шведами (1658 г.), сохранившее за Россией все завоевания ее в Ливонии. Важнейшим делом было заключение андрусовского мира 3 января 1667 г., который даже поляки приписывали уму и стараниям Ордин-Нащокина. «Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы», говорит один современник-поляк, «воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков». После этого он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ, с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя», то есть стал канцлером Московского государства. Затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийский приказ, чети новгородская, галицкая и владимирская и некоторые другие отдельные управления.

Состоя в 1665-66 гг. воеводой во Пскове, Ордин-Нащокин ввел ряд реформ в городском управлении (самоуправление, выборное начало), допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании и вольную продажу вина. Хотя все эти нововведения продержались там очень недолго, но взгляды на торговлю нашли применение в «Новоторговом уставе». По его мнению, главный недостаток русской торговли был в том, что «русские люди в торговле слабы друг перед другом», неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.

В период руководства Посольским приказом Ордин-Нащокин значительно активизировал внешнюю политику России. Он выступал сторонником союза с Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю и для отражения турецкой агрессии.

Он способствовал учреждению почты в Курляндию и Польшу, сделал безопасным путь в Москву для среднезиатских купцов, установил, посредством перевода векселей, заграничный денежный курс на Россию.

Главный дипломат Московского государства интересовался и садоводством. И не просто интересовался, а немало сделал, чтобы улучшать и распространять его по стране.

С именем А.Л.Ордина-Нащокина связано и учреждение в 1666 году международной почты. Установилась почтовая связь с Польшей и Курляндией. Из Москвы в Вильнюс и Ригу и обратно стала регулярно доставляться корреспонденция. Причем торговый маршрут на Ригу проходил через Псков. В 1669 году вместо ямской гоньбы наладилась более надежная почтовая связь Москвы с Киевом, а затем с Архангельском и Сибирью.

Современники отмечали, что Ордин-Нащокин был тверд в своих убеждениях, постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел постоянную борьбу с канцелярской рутиной и противниками-боярами, которым не по нутру были нововведения. Один его современник, поляк, отмечал, что заключение Андрусовского мира «воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков».

Если внимательно вдуматься в суть реформ, которые проводил глава Посольского приказа в различных областях русской жизни, и оценить его постоянное стремление вывести страну из отсталости, твердо укрепиться на берегах Балтийского моря, то станет ясно, что его деятельность во многом предвосхитила реформы Петра I.

Он глубоко интересовался экономикой страны, способствовал развитию промышленности. Немало сделал по развитию внешней торговли. Создавал торговые компании, устраивал торговые дворы. Организовал метало-обрабатывающую, кожевенную, бумажную и стеклодувную мануфактуры. При нем в России усилилась торговля шелком. Взгляды Ордина-Нащокина на торговлю нашли свое отражение в Новоторговом уставе, который он разработал в 1667 году, ставшего на долгое время ведущим документом в торговых делах России, особенно в торговле с иностранцами.

Таким образом, Ордин-Нащокин был самым образованным и передовым человеком своего времени (в чем согласны почти все иностранцы).

Можно только подивиться широте и новизне его замыслов, разнообразию деятельности. В какую бы сферу государственного управления ни попадал Нащокин, он подвергал суровой критике установившиеся в ней порядки и давал более или менее ясный план ее преобразования. Одно время по Москве ходили даже слухи, будто он занимается перестройкой всего государства в духе децентрализации, ослабления столичной приказной опеки, с которой он воевал всю жизнь. В его уме неясные преобразовательные порывы времени Алексея Михайловича впервые стали облекаться в отчетливые проекты и складываться в связный план реформы.

Это не был еще радикальный план, требовавший общей ломки: Нащокин далеко не был безрасчетным новатором. Его преобразовательная деятельность сводилась к трем основным требованиям:

- к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины,

- к выбору добросовестных и умелых управителей,

- к увеличению казенной прибыли посредством подъема народного богатства и путем развития промышленности и торговли.

Несмотря на то, что многие из реформ Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина так и остались на бумаге, а другие не были реализованы до конца, он стал провозвестником реформ Петра Великого и одной из ярчайших личностей в российской истории XVII века.