Опричнина Ивана Грозного

курсовая работа

3.1 МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ 30-Х ГОДОВ

Споры вокруг опричнины идут века. Но советская историография привнесла в них новые оттенки. Так, отменить «происхождение» опричнины пытались в 30-е гг. нашего столетия, что объяснялось оценкой И.В. Сталиным Ивана Грозного как великого и прогрессивного исторического деятеля, мудрого правителя, ограждавшего страну от проникновения иностранного влияния. Безудержный террор опричнины и тиранический характер правления Грозного изображался, чуть ли не как политика, выражавшая интересы широких народных масс.

Показательна в этом отношении запись по памяти народным артистом СССР Н.К. Черкасовым высказываний И.В. Сталина в ходе обсуждения фильма «Иван Грозный» С. Эйзенштейна (см.: Н.К. Черкасов. Записки советского актера. М., 1953. С. 379 -- 383): «Иосиф Виссарионович отметил также прогрессивную роль опричнины, сказав, что руководитель опричнины Малюта Скуратов был крупным русским военачальником, героически погибшим в борьбе с Ливонией. Коснувшись ошибок Ивана Грозного, Иосиф Виссарионович отметил, что одна из его ошибок состояла в том, что он не сумел ликвидировать пять оставшихся крупных феодальных семейств, не довел до конца борьбу с феодалами, - если бы он это сделал, то на Руси не было бы Смутного времени... И затем Иосиф Виссарионович с юмором добавил, что «тут Ивану помешал бог»: Грозный ликвидирует одно семейство феодалов, один боярский род, а потом целый год кается и замаливает «грех», тогда как ему нужно было бы действовать еще решительнее!»[12]

В исторической науке 30 годов XX века опричнина рассматривалась, как способ централизации и становления самодержавия. Личность Грозного импонировала Сталину. Опричнина оправдывалась как решительный шаг, ослабивший экономические и политические позиции боярства, укрепивший положение мелких и средних служилых людей. Современная историография ведет дальнейшие исследования в области изучения опричнины . Пересмотр старых концепций об Иване Грозном был возглавлен А.А. Зиминым. Он выяснил и сумел опровергнуть мысль о том, что опричный террор был направлен против бояр - противников централизации (т.к. они не являлись аристократической оппозицией централизаторским силам, а возврат к удельному сепаратизму встал бы серьезной угрозой для хозяйственных интересов бояр), и о прогрессивности опричнины. Была также отмечена роль опричнины в утверждении крепостного права.

Делись добром ;)