Особенности воспитания и образования в раннем средневековье

курсовая работа

3.1 Понятие и происхождение университетов

Главными причинами появления университетов были: потребность в грамотных людях (юристах, медиках, богословах) для работы в государственном аппарате, вызванная ростом экономики, средневековых городов, торговли, ремесла и культуры. А также массовое желание нового способа поиска истины Поскольку господствовавшая в XI-XV в.в. в Европе схоластика к XIV в. Уже исчерпала себя, провозглашая своей целью познание мира, используя разум, схоластика превратилась в догматичную науку с непогрешимыми и окончательными знаниями, которые запрещено было переосмысливать, а также проводить эксперименты из-за чего схоластика тормозила научный прогресс, и как выделяет Н.О. Воскресенскеая, превратившись в пустую игру слов и обсуждения бестолковых вопросов типа: «Почему Адам в раю не должен был съесть именно яблоко, а не грушу?» или «Сколько на конце иглы может уместиться ангелов?».

Кроме университетов повышенное образование давали образовавшиеся во Франции (в частности), в XIV-XV в.в. коллегии - светские учебные заведения, являющиеся переходной формой между начальным и высшим образованием. До середины XV в. Они служили приютом для детей из бедных слоёв. Впоследствии, они превратились в учебные заведения при университетах. Ещё позже они превратились в землячества. Ученики коллегий жили в самых нищих районах города, живя на милостыню, а также занимаясь разбоями и убийствами.

Прототипом университетов может послужить Салернская медицинская школа, в Италии, основанная в IX в. Несмотря на господство церкви, эта школа продолжала дело античной медицины и в целом, носила светский характер. Обучение в этой школе продолжалось пять лет, после чего, ещё год, шла обязательная практика. Салернская школа стала одним из немногих мест в средневековой Европе, свободным от догм схоластики, она внесла большой вклад в развитие европейской медицины. Самым знаменитым врачом школы был Арноль из Виллановы (1235 --1311 гг.), написавший «Салернский кодекс здоровья», книгу посвящённую предупреждению болезней, строению человеческого тела, описанию видов темперамента. Салернская школа обрела, такую популярность, что в неё стекались множество людей, в их числе философы и юристы, её называли «поселением Гиппократа». Эта школа единственная, в Европе, имела право на выдачу врачебных лицензий. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет.

Как считают Мазалова и Уракова, слово университет происходит от лат. universitas - совокупность, поскольку первоначально оно обозначало купеческие гильдии и ремесленные цеха. По аналогии, с ними университетами стали называть и корпорации преподавателей, профессоров и студентов, целью которых, является изучение и увеличение христианских знаний.

Первые университеты, в Европе, возникли в XI-XII в.в. из церковных школ, в крупнейших городах Европы, превратившихся в крупные учебные центры. Например, Парижский университет сформировался из Сорбоны - богословской школы при Нотр-даме и объединившихся с ней рядом юридических и медицинских школ. Другая часть университетов образовывалась, поскольку города, в которых они располагались, становились местом паломничества людей приезжающих, чтобы послушать умного профессора. Таким образом образовался Болонский университет так как в XI в. В Болонье приехал Ирнерий - знаток римского права и тысячи людей стали сюда стекаться, так образовалась юридическая школа, из которой возник университет. Также образовался и Салернский университет.

Первыми университетами были: Болонский (1088), Сорбонна (Парижский университет) в 1215 г., Оксфордский (1117 г.), Кембриджский (1209 г.), Неаполитанский (1224 г.), Лиссабонский (1290 г.) и др. Именно в этих первых университетах и были разработаны основные принципы демократического управления университетской жизнью.

Количество новых университетов быстро увеличивалось. Если в XIII в. Университетов было только 19, то уже в следующем веке их появилось ещё 25. Новые университеты строились в Орлеане, Пизе, Кёльне, Праге, Вене, Кракове, Флоренции и других городах. Одна из причин быстрого роста университетов заключалась в том, что на их функционирование не требовалось больших расходов: Преподавали в любых помещениях (иногда даже дома у преподавателя), вместо скамеек, зачастую сидели на соломе, количество студентов редко превышало 10 человек. Аудитории - специальные комнаты для занятий стали появляться только в XIV в. Тогда же стали появляться и длинные парты, за которыми могли сесть 20 человек и кафедра для выступлений, располагавшаяся на возвышенности.

Основывались университеты как светской, так и религиозной властью. Учреждение должно было получить папскую буллу о своем создании. Тем самым римский папа выводил учреждение из под надзора церковной и светской власти и легализировал существование университета. Университеты имели широкую автономию, которая закреплялась специальным документом - привилегиями, которые подписывал правитель страны или римский папа. студенты освобождались от воинской службы, а сами университеты от выплаты налогов, имели право давать учёные степени (что раньше могла себе позволить только церковь), свой суд, были неподвластны городским властям, а Парижский университет ещё и имел своих представителей в Генеральных штатах.

Делись добром ;)