Политика первых представителей династии Караманли в Ливии

реферат

3. Успехи и неудачи в развитии Триполи за паши Мухаммеда Караманли

династия феодальный триполи караманли

В первые годы правления Мухаммед Караманли проводил такую же внутреннюю и внешнюю политику, как и его отец. По-прежнему особое внимание уделялось укреплению флота и армии, строительству кораблей. Флот эйалета настолько вырос по силе, что триполийские корсары своими дерзкими нападениями не только наводили ужас на торговые корабли, но и постоянно держали в напряжении все южное побережье Европы.

После принятых англичанами и французами мер триполийские корабли действовали исключительно против других государств. В апреле 1747 г. Мухаммед Караманли послал офицеров к неаполитанскому консульству, чтобы те сорвали флаг Неаполитанского королевства. Это означало объявление войны, и консул покинул Триполи, чем незамедлительно воспользовались корсары для нападения на корабли королевства. Предпринятая акция была призвана заставить Неаполь платить большую ежегодную дань в обмен на свободное плавание в Средиземном море,

В 1748 г. корсары эйалета Западный Триполи нарушили мирный договор с Австрией, и ее суда стали подвергаться ограблениям. Только с помощью представителя великого герцогства Тосканы в 1749 г. удалось восстановить мир между обоими государствами.

В 1751 г. Дания за большую сумму -- 21,5 тыс. цехинов выкупила своих пленных и добилась благодаря энергичным действиям представителя датского королевского двора Хамекена заключения мира с Западным Триполи, уплатив ему 26 тыс. цехинов.

В 40-х годах XVIII в. в Триполи проживало, по сведениям Зорзи Таванелли, капитана венецианского торгового судна, захваченного в плен корсарами и проведшего около года в Триполи, 17 тыс. человек, причем половину из них составляли евреи. По его сообщению, корсарский флот Мухаммеда Караманли в то время состоял из восьми кораблей различного типа. Кроме того, существовал корсарский флот, принадлежавший частным лицам и базировавшийся в порту Триполи. Корсарские корабли паши выходили в рейд, как правило, один раз в год. Продолжительность рейда составляла не менее 40 дней. Корсары на частных кораблях проводили рейды на свой страх и риск. В случае удачи они были обязаны отдавать треть добычи паше [84, с. 240].

Если эйалет Западный Триполи вынуждал многие государства принимать свои условия мира в зависимости от уплаты и размеров дани, то соперничавшие между собой великие державы Европы с помощью силы, в свою очередь, навязывали эйа- лету все новые и новые кабальные соглашения. 19 сентября 1751 г. Англия заключила с Мухаммед-пашой мирный договор. В соответствии с этим договором, который содержал 28 статей, Англии предоставлялось право вести торговлю во всех портах эйалета Западный Триполи. С ввозимых ею товаров собиралась таможенная пошлина размером 3%; оружие, порох, корабельный лес и парусина, пшеница и многие другие товары не облагались пошлиной.

По договору англичанам предоставлялся ряд привилегий. Так, согласно ст. 6, английскому консулу вместе с его помощниками и переводчиками разрешалось посещать все порты страны как по суше, так и по морю. Статья 15 предоставляла английскому консулу предпочтение перед другими иностранными консулами приветствовать и поздравлять первым наместника султана по случаю государственных и религиозных праздников. Английские подданные (ст. 18) подпадали под действие английского законодательства, если другой стороной в споре был не- мусульманин. В случае смерти английского подданного его имуществом распоряжался английский консул В этом договоре явно прослеживалась тенденция англичан, которая оформилась впоследствии в политику "разделяй и властвуй". Так, ст. 20 гласила, что в случае войны между Англией и Алжиром или Тунисом эйалет Западный Триполи должен был занимать нейтральную позицию и не оказывать этим странам никакой помощи [10, с. 378]. Следующая статья обязывала правителя эйалета воздерживаться от покупки английских товаров и имущества, а также английских подданных, захваченных в плен корсарами Туниса и Алжира.

В договоре было также оговорено (ст. 2), что при встрече английских кораблей с кораблями эйалета Западный Триполи в открытом море последние имеют право проверять официальные документы у первых. В случае подтверждения английской принадлежности к кораблям должно быть, согласно ст. 28, проявлено дружественное отношение и разрешено им мирно продолжать путь. При встрече кораблей обеих сторон в нейтральных портах они были обязаны приветствовать друг друга, а их капитаны -- устраивать празднества для укрепления дружественных отношений между двумя странами. Таким образом, договор регламентировал взаимоотношения судов как в открытом море, так и в портах своих и других государств. Вместе с тем в договоре было оговорено, что его пункты являлись действительными и для подданных о-ва Майорка и судов Гибралтара, над которыми, по Утрехтскому миру 1713 г., Англия установила свой суверенитет.

За уступки, сделанные Мухаммед-пашой в этом договоре, англичане обязались направлять в эйалет Западный Триполи пушки и другое огнестрельное оружие, а также боеприпасы к ним. Успехи англичан в обеспечении своих привилегий для морской торговли в портах эйалета, безопасности морского судоходства в водах Западного Средиземноморья и прав английского консула в Триполи побудили французов также добиваться новых уступок со стороны Мухаммеда Караманли путем расширения и дополнения подписанного ранее договора 1729 г. Французскому консулу не так трудно было это сделать в связи со сложившейся в эйалете благоприятной для Франции обстановкой.

К концу правления Мухаммеда Караманли, не особенно утруждавшего себя управлением государством, его власть над корсарами ослабела. Этим не преминули воспользоваться корсары. В соответствии с договором 1729 г. им разрешалось посещать с дружественным визитом французские торговые корабли. Эти посещения некоторые капитаны корсаров начали использовать в корыстных целях, занявшись вымогательством и шантажом. Под этим предлогом французские власти в 1752 г. потребовали от Мухаммеда Караманли дополнить договор 1729 г. следующей статьей: "Авантюристы из эйалета Западный Триполи, которые не подчиняются статье 9 договора от 6 ноября 1729 г. и вымогают у капитанов или владельцев французских судов продовольствие, товары, инструменты, боеприпасы и другое имущество, препятствуют судоходству, задерживая суда или подвергая их карантину без необходимости в этом... подвергаются жестоким наказаниям вплоть до смертной казни в случае их плохого обращения с капитанами, владельцами французских судов или их моряками" [127, с. 82].

Уступки Мухаммеда Караманли европейским государствам привели к тому, что против него был организован заговор во главе с вице-адмиралом корсарского флота Мухаммед-пашой. В ночь на 11 июля 1752 г. албанские моряки (арнауты), служившие на корсарских кораблях Мухаммед-паши, подняли мятеж. По свидетельству датского консула Смита, они набросились на выходивших из мечети знатных людей города и убили их. Среди убитых был шейх аль-биляди (мэр города). Затем моряки-арнауты сняли охрану с крепостных орудий и захватив их, повели обстрел резиденции Караманли. В городе началась паника.

Однако вооруженные отряды, из местного населения, проживавшего в пригородах Триполи, заслышав канонаду, собрались у ворот города. Скандируя слова "Да здравствует Мухаммед Караманли!", они требовали открыть ворота, намереваясь соединиться с жителями города. Восставшие моряки-арнауты, видя, что их не поддерживает местное население и что даже те, кто вначале к ним примкнул, разбежались, попытались прорваться к морю и сесть на корабли. Пробиться к воротам города, ведущим к морю, удалось только 200 морякам [84, с. 242]. Захватив корабль английского консула, они погрузили на него пушки, снятые с фортов крепости. Мятежники предупредили иностранных консулов, что они будут атаковать любое судно, которое приблизится к кораблю и помешает его отплытию. На следующий день в различных уголках города были обнаружены обезглавленные трупы 15 моряков-албанцев [61, с. 253]. Таким образом, этот мятеж не имел успеха, так как выражал интересы узкого круга лиц, обогатившихся за счет корсарства, к которым в первую очередь относились верхушка раисов и моряки-ренегаты.

Заключение нового договора с англичанами и внесение дополнительной статьи в договор 1729 г. с французами способствовало усилению роли консулов Англии и Франции в Западном Триполи, а также обострению соперничества этих стран за влияние на правителя эйалета. В то же время эго означало и ограничение деятельности корсаров, что, естественно, вело к сокращению доходов от морского разбоя. Последнее, в свою очередь, негативно отразилось на армии и флоте -- опоре военной деспотии династии Караманли. Давая оценку документам, подписанным Мухаммедом Караманли, Омар Али бен Исмаил заключает: "Подписав соглашения, Мухаммед Караманли несомненно причинил зло своему народу. Он первым способствовал разрушению здания государства, для которого много сделал его отец. После заключения этих договоров европейцы начали с вожделением смотреть на эйалет Западный Триполи, предвкушая новые победы" [101, с. 47].

В 1753 г. в Киренаике вспыхнуло восстание против правления старшего брата паши Мухаммеда -- Махмуда, который еще при Ахмеде Караманли стал полновластным владыкой восточной части эйалета Западный Триполи. Несмотря на неоднократные попытки столкнуть братьев в борьбе за власть, правителю эйалета, жестоко расправлявшемуся с теми, кто пытался подорвать единство в семье Караманли, удавалось сохранить сплоченность ее членов.

С помощью посланных Мухаммедом Караманли войск восстание в Киренаике было подавлено.

Делись добром ;)