Политические партии в дореволюционной России

курсовая работа

2.1 Революционно-демократические партии

Среди партий революционного толка ведущую роль играли возникшие на рубеже XIX-XX вв. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

2.1.1 Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

Образование партии подготовлено деятельностью группы «Освобождение труда», в 1883 году объединившей первых русских марксистов-эмигрантов, живших в Женеве (Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов). Члены группы перевели на русский язык и издали ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса, а в своих работах подвергли критике народничество, противопоставив ему марксизм как научную теорию, полностью применимую, вопреки народнической доктрине, к пореформенному социально-экономическому развитию России. Члены группы поставили перед собой задачу образования рабочей партии, опирающейся на теорию марксизма. В 1883-84гг. Плехановым были написаны первые программные документы российских социал-демократов. Более многочисленными и прочными социал-демократические организации стали во второй половине 1890-х гг. - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», образованного в Петербурге (1895), Москве, Иваново-Вознесенске, Киеве, Екатеринославе, а также Бунд (1897), которые, продолжая пропаганду в рабочих кружках, перешли к распространению агитационных листовок и возглавили стачки рабочих. С 1 по 3 марта 1898г. в Минске состоялся первый съезд РСДРП, который провозгласил создание РСДРП. В апреле от имени съезда был издан манифест, написанный Струве. В 1900 г. с целью объединения социал-демократов Ленин, Мартов и Потресов вместе с членами группы «Освобождение труда» Плехановым, Аксельродом и Засулич предприняли за границей издание газеты «Искра», организовали её распространение в России.

В итоге полугодовой дискуссии члены редакции «Искры», главным образом Плеханов и Ленин, подготовили проект программы партии, представленный второму съезду РСДРП (17.07-10.08.1903 г., Брюссель-Лондон). РСДРП организационно оформилась именно на II съезде, и тогда же произошел ее раскол на большевиков и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться состоявшими в одной партии.

Большевики выдвинули идею гегемонии пролетариата, противостоящего в начавшейся революции, по их мнению, как самодержавию, так и «либеральной буржуазии». Рассчитывая на вооружённое свержения самодержавия, большевика не сразу сумели преодолеть недоверие к возникавшим в ходе революции внепартийным рабочем организациям - Советам рабочих депутатов, профсоюзам, по той же причине позже они бойкотировали выборы в 1-ю Госдуму.

В основе тактики меньшевиков лежали взгляды на буржуазию как на движущую силу революции, которой надлежит возглавить освободительное движение в стране. В отличие от большевиков, меньшевики заявляли, что всякое отстранение буржуазии от революционного движения приведет к его ослаблению. Узловым пунктом меньшевистской концепции революции было противопоставление буржуазии крестьянству. Крестьянство, по мнению меньшевиков, хотя и способно «двигать» революцию, но сильно осложнит достижение победы своим стихийным бунтарством и политической несознательностью. Меньшевики возлагали надежды то на профсоюзное движение, то на созыв «общерабочего съезда».

На II съезде РСДРП была принята единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей. Первая («программа минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, введение демократической республики и широкого местного самоуправления, предоставления права самоопределения всем нациям, входящим в состав России, установление 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда. В аграрном вопросе выдвигались следующие требования: возвращение крестьянам во время проведения реформы 1861 г. отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных сумм. В 1906 г. аграрная программа была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Это требование было заявлено самими крестьянами на двух Всероссийских съездах Крестьянского союза и заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г. Однако, если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надельную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель. Различие, на первый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение. В первом случае хозяином земли становился сам народ, точнее те, кто ее обрабатывает, при этом распределением земельных участков ведала сама крестьянская община. Во втором -- полным собственником земли становилось государство.

Аграрную программу меньшевиков предложил крупный экономист-аграрник П. П. Маслов. Его поддержал Плеханов. Это была программа муниципализации земли. Суть ее заключалась в том, что конфискованные помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли ее между крестьянами. Предусматривалось сохранение собственности крестьян на их надельную землю. Допускался и переход части земли в руки государства для создания переселенческого фонда. Программа меньшевиков была нацелена против властного вмешательства государства в аграрные отношения. Кроме того, меньшевики указывали, что национализация земли «непомерно усилит государство, превратив его в единственного земельного собственника, усилится и правящая бюрократия». В советской литературе программа муниципализации земли рассматривалась как «реакционная и утопичная». В действительности она была прогрессивной и реалистичной, ибо наиболее полно отражала крестьянские интересы.

Вторая часть программы РСДРП («программа-максимум») предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую» без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период буржуазного развития, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с буржуазно демократическими свободами и учреждениями.

В период революции 1905-1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП насчитывалось 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции -- уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском -- 37%, остальные -- грузины (29%), евреи (23%), украинцы (6%) и прочие (5%). Кроме того, в России в то время числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. членов еврейского Бунда, 28 тыс. Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.

2.1.2 Партия эсеров

В конце XIX в. эсеровское движение представляло собой ряд чрезвычайно законспирированных замкнутых интеллигентских кружков. Развитие движения тормозилось постоянными репрессиями со стороны властей. На рубеже XIX - XX вв. в качестве насущной проблемы в революционном движении вставал вопрос об идеологическом обновлении народничества. Изменения произошли в самом эсеровском движении, которое пополнилось с одной стороны, старыми народниками, отбывшими каторгу и ссылку, а с другой экстремистски настроенной молодёжью, ставшей жертвой гонений самодержавия на студенчество.

Партия эсеров, хотя формально и заявила о своем возникновении в 1902 г., но организационно оформилась на ее Учредительном съезде, состоявшемся в январе 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замену ее «народной милицией», введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за «социализацию», т.е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Создание трудовых ассоциаций предполагалось не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы создания общественных отношений в деревне социалистического характера.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций -- вплоть до организации вооруженных восстаний и применения индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая «Боевая группа», которая вначале насчитывала 10-15, а в ходе революции 1905-1907 гг. -- 25-30 человек. Руководили «Боевой группой» Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц -- министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. Я. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).

Еще в конце 1904 г. из Партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в «Союз социалистов-революционеров-максималистов», который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточило свою деятельность на «экспропиациях» и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М.И. Соколов, казненный в 1906 г. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена.

Из среды эсеров выделилась и группа анархо-коммунистов -- последователей Петра Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет ее лидера.

2.1.3 Трудовая народно-социалистическая партия (энесы)

В числе неонароднических социалистических партий, отвергавших насильственные методы борьбы, видное место занимала «Трудовая народно-социалистическая партия» (народные социалисты или энесы). Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет 1-й, программный, выпуск ее бюллетеня «Народно-социалистическое обозрение». Окончательно она оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это были городская интеллигенция, земские служащие и незначительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф. Анненский, В. И. Семевский, принадлежавшие к «левому флангу» легального народничества.

Исходя из своеобразия российских условий (преобладание крестьянского населения и наличие поземельной общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм, как наиболее «прямой, естественный и безболезненный», опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала: ликвидацию монархии и введение «демократической республики», замену постоянной армии «народной милицией», отмену сословного строя, утверждение равенства всех граждан перед законом, введение свободы совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища. Высшим органом управления страной должно стать однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Ему должна принадлежать вся полнота законодательной власти. Энесы выступали за повсеместное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Энесы были убежденными сторонниками права наций на самоопределение. В аграрном вопросе энесы в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а так же тех частновладельческих земель, на которых «ведется трудовое хозяйство». В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.

Делись добром ;)