logo
Правление Франсиско Франко в Испании

III.1 Предпосылки возникновения франкизма

Есть все основания полагать, что диктатура Франко - одна из немногих, существовавших на протяжении современной истории Европы, уникальна с политической и юридической точек зрения. Диктатор быстро реагировал на изменения внешнеполитической обстановки и соотношения социально-политических групп внутри страны, умело учитывал экономическую и социальную ситуации, менял союзников, проводил реформы. Неудивительно, что диктатура Франко не стала застойным явлением, но находилась в постоянном изменении, в том числе и в части государственно--устроительного аспекта. Ауров О. В. Без Нюрнберга.// Свободная мысль. 2011, №4. С.46

Режим Ф. Франко, существовавший в Испании с 1939 по 1975 г., был основан на уникальном синтезе различных правых идеологий, подобного которому практически невозможно найти в истории. Иногда франкизм ошибочно отождествляют с фалангизмом. Однако франкизм и фалангизм -- вовсе не одно и то же. Фалангизм был лишь одной из составных частей идеологии франкизма наряду с другими, которые имели отнюдь не меньшее значение. Возникновение вышеобозначенного синтеза различных правых идеологий, приведшего к формированию новой идеологии -- франкизма, было обусловлено историческими условиями, в которых оказалась Испания в 1936 г., и логикой событий, вызванных выступлением 17-18 июля 1936 г. правых сил этой страны против Республики Народного фронта и его леворадикальной политики. Общеизвестно, что советская и левая западная историография называла силы, выступившие против Республики, «фашистами», что, однако, не соответствует действительности. Против правительства Республики Народного Фронта в июле 1936 г. выступила широкая коалиция правых сил, из которой только «Фаланга», и то с определенными оговорками, может быть рассматриваема как фашистское движение.

Остальные участники этой коалиции -- монархисты-карлисты, монархисты-альфонсисты (их было особенно много среди генералов и высшего офицерства), близкие к христианско-демократическому направлению сторонники партии СЭДА, участники различных католических организаций фашистами никак не являлись. Разнородность коалиции достаточно очевидна.

Выступление этих сил против Республики не было связано с предпочтением какой-то определенной формы правления, режима, определенной политической программы, это было движение «против» -- против Народного фронта и проводимой им политики, которая, по мнению его противников, вела к установлению в Испании коммунистической диктатуры. Протасенко С. В. Идеология франкизма - при Франко и после. //Политекс, 2005, № 4. С. 28

В годы гражданской войны и первые годы Второй мировой войны Франко постепенно легализовал свой статус, подтвердил свое всевластие, закрепив за собой высшие государственные должности: главы государства, главы правительства, законодателя, верховного главнокомандующего и генералиссимуса вооруженных сил, лидера единственной дозволяемой политической организации - Испанской фаланги традиционалистов и хунт национал-синдикалистского наступления. Декреты 29 сентября 1936 г. 30 января 1938 г. и 8 августа 1939 г. в течении 40 лет в течение 40 лет оставались фундаментом правления диктатора. В эти же годы “новая государственность” - диктатура Франко получила и идеологическое обоснование.

В основу его идеологии была положена программа, базированная на программе Испанской фаланги, составленной в ноябре 1934 г. под руководством Примо де Риверы. Там же.. С. 30 Некоторые положения программы были заимствованы у итальянского фашизма и немецкого нацизма. Однако в официальных заявлениях, а затем и в законодательстве отдавалась дань идейным убеждениям и других сохников - католиков и монархистов. Ауров О. В. Без Нюрнберга.// Свободная мысль. 2011, №4. С. 58

“Националистическая” Испания обнаруживала внешнее сходство с Германией и Италией. Гитлер и Муссолини оказывали помощь антиреспубликанцам, без которой вряд ли была одержана победа. 24 апреля 1937 г. даже было введено новое “национальное приветствие”, которое выражалось в поднятии руки с открытой ладонью под углом 45 градусов от вертикальной оси тела.

Краеугольными камнями идейной основы личной власти Франко стали: националистический дух, вера в особое предназначение Испании, идеализация ее самобытности, мечта о восстановлении империи, авторитаризм антикоммунизм, католицизм. Во время гражданской войны диктатор тщательно входил в образ средневекового война-крестоносца, защитника веры, того, кто возродит былое испанское национальное величие. Он рассчитывал, что таким его поддержит нация и католическая церковь. И она одобрила “национальное восстание”, назвав его “крестовым походом”.

В 1939 г. Франко назвал себя “каудильо”. Это был испанский эквивалент званий “фюрер” и “дуче”. Так, в идеологический комплекс государственности были внесены новые элементы: доктрина “каудильяхе”, обосновавшая миссию каудильо, ответственного только перед “богом и историей” и фетешизация армии как гаранта стабильности режима. Алексеева Т. А. Диктатура Франко: становление и своеобразие последующей эволюции// Государство и право. 2008, №11. С. 88

После победы в гражданской войне Франко не стал оказывать предпочтение идеологии какого-либо из движений, вошедших в «Испанскую Традиционалистскую Фалангу», а взял из них то, что представлялось ему наиболее правильным и полезным. В декларации агентству «Юнайтед пресс» от 7 ноября 1944 г. Франко указывал, что «победа не была победой партии», а в речи в городе Сеговия перед ветеранами гражданской войны 19 октября 1952 г. отметил, что победа в гражданской войне была «победой всех» сил, выступивших против «Народного фронта», а потому ее плодами могут, в свою очередь, распоряжаться все.Там же. С. 90

Так для него возникла возможность синтезировать идеологии различных течений испанской правой традиции, объединив их своим именем. Новую идеологию, возникшую на их основе, таким образом, следует обозначить как франкизм.

Более четко ее суть можно понять из слов Франко, сказанных им в речи 17 июля 1956 г. в Мадриде перед Национальным советом Движения, где он, в частности, заявил: «В противовес политике, которая разрушала, необходимо начать другую, которая созидает и которая проявляется в общих принципах тех политических сил, которые с первого же часа выступили на стороне Движения и среди которых почетное место занимают Фаланга и Традиционализм, которые, мобилизовав свое руководство и организации, объединились с вооруженными силами нашей Армии. Все (“национальные”, правые. -- С. П.) политические силы нации дали Крестовому походу своих лучших людей. Имена Кальво Сотело, Хосе Антонио Примо де Риверы, Прадеры, Маэсту и Мадарьяги между столькими мучениками составляют символ политического спектра, который имело Движение. Верность Богу или отличие на службе Родине были достаточным основанием для того, чтобы столько людей испытали заточение, преследования и мученичество Реакция нации равным образом не могла не иметь огромного размаха, выразившегося в том, что все испанцы доброй воли объединились с энтузиазмом вокруг освободительного Движения»Гумберхт Х. У. Диктабланда: эпоха Франсиско Франко и ее место в испанской истории.// Новое литературное обозрение. 2009 №6. С. 725-726