logo
Проблемы открытия Второго фронта во Второй мировой войне

1. Проблема открытия Второго фронта

Проблема открытия Второго фронта существовала с момента нападения фашистской Германии на СССР, 22 июня 1941, и оставалась одной из наиболее острых в отношениях между главными участниками антигитлеровской коалиции, членами «большой тройки» - СССР, США и Англией.

Открытию Второго фронта предшествовала длительная и сложная история. Попробуем кратко проследить: почему Советский Союз упорно добивался его открытия? Почему Второй фронт стал реальностью только на пятом году войны?

Вопрос о скорейшем открытии Второго фронта в Западной Европе советское руководство перед США и Великобритании ставило с самого начала Великой Отечественной войны. Так, уже в июне 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф. Д. Рузвельт обещали И. Сталину всяческую поддержку в борьбе против их общего врага. Лидеры союзных государств заявили, что готовы оказать СССР содействие во всем.

18 июля 1941 года И.В. Сталин, в своем личном послании У. Черчиллю поставил вопрос об открытии Второго фронта в Европе в Северной Франции. Его открытие было необходимо для отвлечения значительных сил немецко-фашистских войск с главного советско-германского фронта, и позволило бы быстрее разгромить силы фашистской Германии, а также уменьшению потерь Красной Армии и гражданского населения.

При этом, каждое правительство по-своему понимало высадку десанта: Советское правительство считало, что война на Восточном фронте, где гитлеровское руководство сосредоточило основную массу своих вооруженных сил, создавала благоприятные возможности для активизации действий западных союзников непосредственно на Европейском континенте.

Английское же правительство, заботясь о своей безопасности, рассматривала высадку десанта как неоправданную трату людских сил и вооружения. Как писал премьер-министр У. Черчилль в воспоминаниях о войне: «…Англия еще не готова сделать столь серьезный шаг по ряду причин. В месте высадки необходимо обеспечить не только господство на море, но и господство в воздухе… Основой успешной высадки любого десанта при наличии сильного сопротивления неприятеля должно быть наличие огромной армады специально сконструированных десантных судов, прежде всего самоходных танковых барж. Для создания этой армады, как это было и будет показано, я давно прилагал все свои усилия. Даже небольшая армада не могла быть готова ранее лета 1943 года, а достаточно мощная армада, как это теперь общепризнано, не могла быть создана ранее 1944 года. В описываемый период, осень 1941 года, мы не обладали господством в воздухе над оккупированной противником территорией… Десантные суда еще только строились. У нас в Англии даже не было армии, столь же крупной, столь же хорошо обученной и столь же хорошо оснащенной, как та, с которой мы должны были столкнуться во Франции». Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов в 2 т. Т.1. - М.: М-во иностр. дел СССР, 1973. - С. 113. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://library.rsu.edu.ru/archives/7080.

Оценив военную обстановку, сложившуюся на тот момент в мире, английский премьер-министр не мог дать положительный ответ Сталину на призыв открыть второй фронт в Европе в 1941 г. Тем не менее, в июне 1941 года, в первые дни Великой Отечественной войны, состоялось три беседы между послом Великобритании в СССР Р. Криппсом и наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым. В результате проделанной ими работы 12 июля состоялось подписание «Соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». Данное «Соглашение» стало первым документом о взаимной помощи между Советским Союзом и Англией, который свидетельствовал о заинтересованности обеих сторон в установлении союзнических отношений. Впоследствии Советское правительство неоднократно ссылалось на это «Соглашение», пытаясь побудить британскую сторону дать согласие на открытие второго фронта в Европе. После провала гитлеровского наступления на Москву английское правительство стало более реалистично оценивать место СССР в антигитлеровской коалиции. Признавая решающую роль Советского Союза в войне с гитлеровской Германией, У. Черчилль писал И. В. Сталину 11 февраля 1942 г.: «Нет слов, чтобы выразить восхищение, которое мы все испытываем от продолжающихся блестящих успехов Вашей армии в борьбе против германского захватчика. И я не могу удержаться от того, чтобы не послать слово благодарности и поздравления по поводу всего того, что делает Россия для общего дела». Вторая мировая война в воспоминаниях Уинстона Черчилля, Шарля де Голля, Кор-далла Хэлла, Уильяма Леги, Дуайта Эйзенхауэра / Сост. Е. Я. Трояновская. - М.: Просвещение, 1990. - С. 49. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://library.rsu.edu.ru/archives/7080

В январе 1942 г. на конференции в Вашингтоне 26 государств подписали Декларацию об участии в войне против Германии, но только три державы были способны вести войну в должных масштабах: Советский Союз, Соединенные Штаты и Англия. Однако союзники, преследуя свои интересы, в том числе не исключая возможность уничтожения СССР фашистской Германией, преднамеренно затягивали открытие Второго фронта, а также на взаимное истощение СССР и Германии и создание условий для установления своего мирового господства, всячески затягивали открытие Второго фронта.

К лету 1942 года гитлеровское командование сосредоточило на Восточном фронте значительные силы, что существенно осложнило военную обстановку для Красной Армии, потерпевшей в это время ряд крупных поражений от превосходящих сил противника. В то же время, своевременное открытие боевых действий на Западе могло бы значительно ускорить разгром фашистского блока, сократить продолжительность всей Второй мировой войны.

В июне 1942 года нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов в ходе своего визита в Вашингтон все же получил от Ф. Рузвельта обещание в отношении создания Второго фронта в Европе в 1942 году, обусловленное давлением на него передовой американской общественности. Английское правительство формально поддержало эти обещания, хотя вслед за этим У. Черчилль продолжал настойчиво убеждать американского президента отказаться от начала военных действий в Европе и заменить их высадкой союзников в Французскую Западную Африку. Аргументируя советскому руководству эту позицию, У. Черчилль заявил, что открытие Второго фронта в Европе идет вразрез с уже принятыми планами высадки союзников в Северной Африке в октябре этого года. Тем не менее, при этом он все же был вынужден обещать, что начало широкомасштабных военных действий на западе Европы союзники всё же планируют на весну следующего, 1943 года.

В основу позиции западных союзников в вопросе открытия второго фронта лег принцип тщательного анализа возможных вариантов решения этой проблемы. Этот принцип соответствовал условиям политической и стратегической обстановки. Во-первых, фашистская Германия была наиболее опасным конкурентом английских и американских монополий. От этого конкурента они стремились избавиться в первую очередь. Во-вторых, гитлеровская Германия являлась центром, связующим звеном фашистского блока. Разгром этого центра решительным образом определял поражение всей противостоявшей коалиции. Принимая это во внимание, союзники понимали, что открытие второго фронта должно стать решающим фактором в решении вышеперечисленных задач. И самое главное для союзников - не ошибиться с выбором места и времени.

Но, несмотря на неоднократные обещания, весной 1943 года Второй фронт на севере Франции так и не был открыт. Советское руководство выражало неудовольствие этим фактом несоблюдения союзниками договоренностей. Вместо этого руководство США и Англии одобрило план высадки союзных войск в Сицилии и на юге Италии в целях осуществления вынашиваемого У. Черчиллем так называемого «балканского варианта». В соответствии с этим планом командование англо-американских войск планировало вступить в страны юго-восточной Европы раньше войск Красной Армии с тем, чтобы перерезать ей путь на Балканы и в Центральную Европу. В ноябре 1942 англо-американское командование высадило войска в Северной Африке, в июле 1943 - в Сицилии, а затем в Южной Италии.

В мае 1943 года Ф. Рузвельт и У. Черчилль на встрече в Вашингтоне вновь договорились отложить открытие Второго фронта на май следующего, 1944 года. Это решение было подтверждено на англо-американской конференции в Квебеке (Канада) в августе 1943 года. Оправдывая свой отказ открыть Второй фронт в Европе, Рузвельт и Черчилль ссылались на военно-технические причины. Рузвельт говорил о нехватке трансокеанских транспортов для переброски войск в Англию. Черчилль невольно опровергал Рузвельта, говоря в беседе с Молотовым 9 июня, что «лимитирующим моментом при такой операции являются не большие суда, которые используются для конвоев, а плоские десантные суда». Орлов А.С. За кулисами Второго фронта / А.С. Орлов. - М.: Вече, 2011. -76 с. - С. 14. Черчилль не рискнул прямо выступить против известного ему мнения американцев о целесообразности вторжения во Францию в мае 1944 г. Но он сформулировал три основных условия, без которых, как он доказывал, эта операция невозможна:

1) значительно уменьшить мощь немецкой истребительной авиации в Северо-Западной Европе до начала наступления;

2) начать операцию только в том случае, если в Северной Франции будет не более 12 подвижных дивизий вермахта и немцы не смогут в ближайшие два месяца сформировать еще 15 дивизий;

3) для обеспечения снабжения через Ла-Манш иметь в начале операции хотя бы две плавучие гавани.

Эти условия и подтолкнули идею открытия Второго фронта в намеченные сроки - американское руководство пришло к выводу о необходимости взять в свои руки стратегическое планирование предстоящих операций.

«Учитывая опыт 1942 г., когда решения, согласованные в апреле, были отменены в июле, - писал известный американский историк К.Р. Шервуд, -- американские начальники штабов опасались, что Квебекская конференция закончится новым пересмотром уже принятого решения в пользу диверсионной, «эксцентрической операции» в районе Средиземного моря против «мягкого подбрюшья» Европы» (так Черчилль называл Балканы). Там же. - С. 15.

Конкретные решения по этому вопросу по настоянию Советского Союза были приняты только на Тегеранской конференции 28 октября - 1 ноября 1943 года, где состоялась встреча глав «большой тройки» - лидеров трех основных государств антигитлеровской коалиции - Франклина Рузвельта, И.В. Сталина и Уинстона Черчилля. Среди главных решений конференции - определение даты и места открытия Второго фронта. Споры разгорелись относительно места высадки англо-американских войск. Черчилль предлагал высадку на Балканах, Сталин - в Северной Франции, откуда открывался самый короткий путь к границе Германии. Рузвельт поддержал Сталина; Америка была заинтересована в скорейшем окончании войны в Европе, чтобы иметь возможность перенести центр тяжести военных операций против Японии.

Второй фронт в итоге решено было открыть десантной операцией англо-американских войск на севере Франции не позже мая 1944 года. Со своей стороны, Сталин сделал заявление, что примерно в то же время он начнет на советско-германском фронте мощное наступление.

Победоносное наступление Красной Армии летом 1943 г. произвело большое впечатление на нейтральные страны, в частности, на Турцию, Швецию и Португалию. Правящие круги Турции окончательно убедились в том, что опасно связывать свою судьбу с Германией. Шведское правительство в августе объявило о запрете перевозок немецких военных материалов через Швецию. Португалия поспешила передать свои военные базы на Азорских островах Англии. Еще более отношение союзников к СССР изменили результаты Курской битвы. Правящие круги США и Англии охватила паника: стало ясно, что «советские войска смогут самостоятельно… разгромить фашизм и освободить Европу». И только теперь, опасаясь выхода советских армий в Центральную и Западную Европу раньше их войск, западные союзники начали активную подготовку к вторжению в Северную Францию через Ла-Манш. Мягков М.Ю. Второй фронт. Великая Отечественная война. Энциклопедия / М.Ю. Мягков; Отв. ред. ак. А.О. Чубарьян. - М.: Олма-Пресс, 2010. - 640 с.

Таким образом, тегеранская конференция показала, что западные союзники полностью осознали первостепенную роль Советского Союза в общих действиях антигитлеровской коалиции в годы, их лидеры вопреки идеологическим и социальным различиям, все-таки смогли договориться о совместной борьбе против фашизма. Открытие Второго фронта произошло через три года после нападения фашистской Германии на СССР.