Реакция мирового сообщества на американскую антитеррористическую операцию в Ираке

курсовая работа

2.2 Позиция совета безопасности ООН

В октябре 2002 года США предоставили постоянным члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций план резолюции по Иракскому вопросу, он был подготовлен вместе с Великобританией. План предусматривал увеличение числа международных экспертов, которые будут инспектировать объекты на территории Ирака. Для согласия с требованиями резолюции Ираку отводилось семь дней со дня ее принятия и оповещения об этом Генерального секретаря ООН, и 30 дней - на передачу ООН списка всех объектов, которые имеют отношение к военным программам по складированию, или созданию оружия массового поражения. Если хотя бы одно требование резолюции не будет выполнено, то всякое государство - член ООН может применить "все нужные средства" для ее реализации, что по факту обозначало одностороннее силовое решение в отношении Ирака. Главными противниками этой резолюции стали Россия, Франция и КНР. Они высказались резко против военной агрессии в отношении Ирака. После долгих обсуждений 8 ноября 2002 г. все члены Совета Безопасности ООН приняли резолюцию по Ираку № 1441, которая позволила снова начать интернациональные инспекции и дальнейшее снятие санкций интернационального сообщества против Багдада. Резолюция дала правительству Ирака "последнюю возможность" для выполнения требований по разоружению. В частности, Ирак был обязан начать сотрудничество с Комиссией ООН по слежению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) и МАГАТЭ, которые обязаны были начать работу в Ираке не позднее 23 декабря 2002 г. В резолюции выражалось уважение независимости и региональной целостности Ирака. Исходя из принятого документа, интернациональные инспекторы обязаны были доложить СБ ООН об итогах проверки через 60 дней после начала своей работы. Таким образом, вариант резолюции, которую выдвинули США и Великобритания, был в корне изменен. Конечный, компромиссный вариант стал возможен во многом благодаря действиям России и Франции.

Участие ООН в вопросах восстановления послевоенного Ирака - это особая тема. По словам госсекретаря Колина Пауэлла, США не намерены были допускать ООН к управлению Ираком. "Мы с нашими партнерами по коалиции не взялись бы за эту тяжелую миссию, если бы не рассчитывали в итоге установить полный контроль за ситуацией"[5], - сказал он на слушаниях в конгрессе. Однако в компетенции СБ ООН находился целый ряд вопросов, которые формировали рекомендации по выходу Ирака из кризиса.

По заявлениям администрации США в послевоенном устройстве Ирака ООН должна была предоставлена ограниченная координационная роль, но никак не полный контроль над страной. Сразу после падения иракского режима США осуществляли основной контроль над формированием нового правительства Ирака.

Американские представители в ООН говорили что, победившая коалиция намерена сама обеспечивать на первом этапе обустройство Ирака - до того момента, как власть можно будет передать новому правительству этой страны. При реализации этих планов именно оккупационные власти и будут ответственны за изменение ситуации со всеми вытекающими последствиями. Авторитетная газета Le Figaro (11 Апреля 2003) сообщает: "Победа над Саддамом целиком достанется Джорджу Бушу. Эта война, начавшаяся в обход ООН и при явном несогласии таких стран, как Россия, Китай, Франция и Германия, отчетливо показала, что спустя пятнадцать лет после крушения берлинской стены США остаются единственной сверхдержавой"[6].

Если ООН не удастся включить себя в число сторон, которые реально будут участвовать в решении дальнейшего развития Ирака, это будет означать фактически скатывание ООН на задворки международной политики. И напротив, успехи ООН в деле контроля над Ираком будут означать продолжение существующего порядка, при котором, пусть задним числом, но все же именно к ООН, а не к какому-либо отдельному государству, переходят функции верховного политического контроля над побежденной страной.

Делись добром ;)