Реакция мирового сообщества на американскую антитеррористическую операцию в Ираке

курсовая работа

2.3 Франко-немецкая позиция

К началу 2003 г. отчетливо проявилась общая франко-немецкая позиция по вопросу урегулирования иракского конфликта.

Президент Франции Ж. Ширак 17 января 2003 г. заявил, что США не должны принимать односторонних действий против Ирака, заостряя внимание на том, что "подобные действия являются прямым нарушением международного права".

22 января 2003 г., во время празднеств по поводу 40-летия со дня подписания Елисейского договора - канцлер Германии Г. Шредер и президент Франции Ж. Ширак подписали всеобщую декларацию[7]. В ней говорилось о необходимости участия ООН в решении иракской задачи и осуждение начала преждевременных военных действий. За подписанием декларации следовало выступление министра иностранных дел Франции Д. де Вильпена в СБ ООН, о том что введение войск в Ирак абсолютно неоправданно.

Впрочем, несмотря на всеобщие заявления, между Германией и Францией были определенные разногласия касательно возможного использования силы в случае неосуществимости урегулирования конфликта с поддержкой Организации Объединенных Наций. В то время как Берлин отвергал всякое военное вмешательство, выражая крепкую антимилитаристскую и пацифистскую позицию, Париж считал, что использование силы может быть только после получения доказательств наличия в Ираке оружия массового поражения.

30 января 2003 г. в газете "The Wall Street Journal" было опубликовано так называемое "письмо восьми", заверенное лидерами трех стран-кандидатов и пяти стран членов ЕС. В нем главы Португалии, Дании, Великобритании, Италии, Испании, а также Польши, Чехии и Венгрии выразили поддержку всяких действий США, в том числе и военных, направленных на демилитаризацию Ирака. Это заявление вызвало значительные осложнения внутри стран Европейского Союза. Ни Франция, ни Германия, ни Греция, которая председательствовала в то время в ЕС, не были оповещены о подготовке этого документа[8].

10 февраля 2003 г. Россия, Германия и Франция приняли совместное заявление по Ираку. В заявлении говорилось о том, что резолюция СБ ООН № 1441 является основой для окончания процесса разоружения в Ираке, "и еще не все возможности, которые открывает указанная резолюция, были использованы"… "Альтернатива войне все еще имеется. Использование силы могло бы быть самым крайним средством. Россия, Франция и ФРГ полны решимости обеспечить все нужные данные для окончания процесса демилитаризации Ирака миролюбивым путем"[9], - выделялось в трехстороннем заявлении.

9 января 2003 г. глава ЮНМОВИК X. Бликс сообщил членам СБ ООН, что международным инспекторам не удалось обнаружить в Ираке никаких доказательств изготовления, либо наличия оружия массового поражения. Соединенные Штаты Америки остались недовольны итогами проверки.

1 февраля 2003 г. президент США Дж. Буш-мл и премьер-министр Великобритании Т. Блэр сделали заявление, в котором обвиняли Ирак в отказе разоружаться и выполнять соответствующие требования резолюции СБ ООН.

8 февраля 2003 г. министр обороны США Д. Рамсфельд резко раскритиковал отношение ООН к Иракскому вопросу, заявив, что ООН не ведет активную деятельность по пресечению экстремистско-террористической деятельности Багдада. Администрация США не поддержала предложение Германии и Франции, о расширении инспекции ООН на территории Ирака.

В конце февраля 2003 г. США вместе с Испанией и Великобританией вынесли на рассмотрение в Совет Безопасности ООН план 2-й резолюции по Ираку. В этой резолюции иракский режим был обвинен в невыполнении условий резолюции № 1441. Принятие данной резолюции стало бы реальным основанием для ведения военных действий против Ирака. План новой резолюции вызвал сильную критику в ряде европейских государств, в первую очередь Германии и Франции.

11 марта 2003 г. президент Франции Ж. Ширак во время выступления на телевидении сказал, что "каковы бы ни были обстоятельства, Франция будет голосовать против новой резолюции, потому что для достижения поставленной нами цели, то есть для разоружения Ирака, нет необходимости в военных действиях"[10]. О вероятности использования права вето при голосовании в Совбезе ООН также высказалась Российская Федерация. При сложившейся ситуации США приняли решение не переносить резолюцию на голосование, от того что его итог был ясен.

12 марта 2003 г. Д. Рамсфельд заявил, что коалиция, возглавляемая США, готова приступить к началу военных действий против Ирака без надлежащих санкции СБ ООН, руководствуясь резолюцией СБ ООН № 1441.

15 марта 2003 года министр иностранных дел Франции предложил провести заседание СБ ООН на уровне министров иностранных дел всех стран для решения вопроса обстановки вокруг Ирака.

17 марта 2003 г. в Совете Безопасности ООН начались закрытые переговоры по Ираку. Изначально заседание было созвано, чтобы обсудить французско-немецко-российский меморандум по Ираку. Действующий с 15 марта документ призывал "сделать все допустимое, дабы возобладал миролюбивый путь, которого придерживается Совет Безопасности и тот, что поддерживает большая часть интернационального сообщества", а использование силы и военного вмешательства может быть только крайней мерой. Германия, Франция и Россия выступили за то, чтобы процесс инспекций продолжался. Эти страны выразили убежденность в том, что процесс разоружения Ирака "может быть закончен в короткие сроки и в границах правил, установленных Советом Безопасности". Поверенный Великобритании в ООН Дж. Гринсток заявил, что план американо-испано-британской резолюции не будет ставиться на голосование. Премьер-министр Великобритании Т. Блэр возложил ответственность за отсутствие солидарности в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций по иракской задаче на Францию.

18 марта 2003 г. канцлер Германии Г. Шредер выступил с заявлением, в котором осуждал желание США начать военные действия против Ирака.

Сразу же после начала военной агрессии правительство Германии выступило с заявлением о том, что оно потрясено военной атакой на Ирак со стороны США. "Известия о начале войны вызвали глубокую обеспокоенность и смятение федерального правительства - говорилось в заявлении.- Сейчас нужно сделать все, чтобы избежать гуманитарной катастрофы для иракского населения".

Впрочем, невзирая на все усилия последователей миролюбивого решения проблем, 20 марта 2003 г. США вместе с Великобританией начали войну против Ирака[11].

В феврале 2003 г. Германия и Франция при поддержке Бельгии, не приняли план, предусматривающий действия в поддержку Турции, в случае нападения на нее Ирака. В прочем под давлением Америки и ее союзников Бельгия и Германия сняли свои возражения, а согласование данного вопроса началось в Комитете оборонного планирования НАТО, в котором Франция не принимает участия.

16 апреля 2003 г. был открыт в Афинах саммит ЕС, на котором обсуждались вероятности выработки цельной позиции Европейского Союза по конфликту в Ираке. Перед началом саммита президент Франции Ж. Ширак впервые после начала боевых действий в Ираке разговаривал с президентом США Дж. Бушем, а канцлер Германии Г. Шредер встретился с премьер-министром Великобритании Т. Блэром[12]. Так наметились тяготение Германии и Франции сгладить трансатлантические разногласия. 16 апреля 2003 г. Великобритания, Франция, Испания и Германия подписали декларацию о восстановлении Ирака, в которой было подчеркнуто, что главную роль в послевоенном устройстве должна играть ООН. Впрочем, несмотря на это, сохранялась вероятность отстранения ООН от начальства миротворческим контингентом, о посылке которого в Ирак Вашингтон просил европейцев. Саммит в Афинах укрепил наметившуюся тенденцию: Германия и Франция выступили за то, чтобы предоставить ключевую роль в управлении Ираком Совету Безопасности ООН, в то время как новые члены Европейского Союза поддержали позицию США, которые собирались самостоятельно формировать временное правительство Ирака.

Делись добром ;)