2. Реформы царя Алексея Михайловича и их значение
В самом начале своего правления юный царь находился под сильным влиянием наставника - боярина Бориса Морозова. Морозов, чтобы укрепить свою власть, женился на свояченице царя и стал его родственником. Но его попытки проведения налоговых реформ, сопровождавшиеся большими злоупотреблениями, вызвали массовое недовольство в народе. Волна возмущений и мятежей прокатилась по многим городам, сильнее всего - в Москве (Соляной бунт 1647 года). Жизнь Морозова царь спас, вернувшись через некоторое время ко двору, боярин пользовался уважением и любовью государя, но не политическим влиянием.
Огромное значение для дальнейшей Российской истории имело Соборное уложение 1649 года. При работе над этим документом царь пользовался советами и помощью князя Одоевского, чье влияние сильно укрепилось - князь возглавлял комиссию по работе над Уложением.
Более тысячи статей, объединенные в 25 глав, представляли новый свод законов, которые превращали Россию в централизованное государство с авторитарной властью царя. Первые 9 глав были посвящены перечислению преступлений против личности государя, церкви и церковной власти и наказаний за них. [9 - с. 1- 130].
Большое значение имела закрепленная в Уложении отмена «урочных» лет - теперь время сыска беглых крестьян становилось неограниченным. Это положение значительно укрепило позиции дворян и их власть над крестьянами. [9 - гл.11, 20]. Посадские «низы» новым законодательством были «поверстаны в тягло» - то есть лишались всех льгот и обязались нести полное налоговое бремя[9 - гл.19].
Соборное Уложение 1649 как основной свод законов государства действовал вплоть до 1832 года. Соборное Уложение и последующие действия власти закрепили в стране крепостное право[4].
Огромное влияние на положение в стране имела церковная реформа 50 -60-х годов XVII века. На первом этапе ее возглавил Патриарх Никон - человек, одно время имевший сильнейшие влияние на царя. Наряду с ценными качествами - умом, восприимчивостью, образованностью, Никон отличался и крайней нетерпимостью, гордыней. Резкость даже жестокость в отношении подвластных ему людей отмечали многие исследователи, писавшие о Никоне [2,5,8].
Причиной реформы послужило положение с отношением к христианству, которое, согласно документам, представленным Н.И. Костомаровым, в XVII веке мало чем отличалось от XII: люди в массе своей «жили во грехе», не заключая церковных браков, пренебрегая заповедями и обрядами[2 - гл.275]. Реформа заключалась в изменении церковных обрядов и книг с целью приведения их в соответствие с греческими образцами. Было введено крещение тремя пальцами, вместо земных вводились поясные поклоны. Основные изменения касались переписи церковных книг и икон.
В 1658 году прорвался долго зревший конфликт между властолюбивым патриархом и царской властью. Никон потребовал и себя именовать наравне с царем «великим государем», объединив, таким образом, власть государственную и церковную. Запрет Алексея Михайловича на использование этого титула стал поводом для необдуманного поступка со стороны Никона - отказа от сана Патриарха и удаления от дел. Но ожидаемо призыва возвратится Никон так и не получил.
Уход Никона усилил идейное брожение в обществе и вызвал раскол православия - часть верующих восприняло новые обряды, как смену религии и воспротивилось этому. Движение старообрядцев оказалось не только сильным, но и очень стойким, сохранившись практически до наших дней [5 - с.54].
Среди действий царя Алексея Михайловича, имевших значительное влияние на формирование нового уровня государственности в России имела военная реформа - введены наемные полки, денежная (неудачная попытка введения медных денег), новые органы центрального управления - Приказы: Тайных дел, Монастырский, Малороссийский, Рейтарский, счетный, Литовский, Хлебный.
Во время правления «тишайшего» царя значительно расширились территории государства, за счет присоединения украинских земель и Сибири.