Российская Федерация на современном этапе

курсовая работа

3.1 Внешняя политика России в конце XX - начале XXI вв.

После распада СССР и провозглашения СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие изменения геополитической и геостратегической обстановки потребовали переосмыслить роль и место России в системе международных отношений. В новой геополитической ситуации Россия столкнулась с большим количеством проблем. В результате изменившейся экономической, политической и идеологической ситуации в стране резко снизилась ее внешнеполитическая активность. С сокращением экономического потенциала пострадала обороноспособность страны. Перед Россией встала задача интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав.

Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:

- смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием "холодной войны", крушение СССР и социалистической системы, что привело к изменениям в геополитическом пространстве;

- переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике;

- появление нового направления во внешнеполитической деятельности - отношений со странами СНГ (бывшими советскими республиками).

Главными направлениями во внешней политике страны с 1992 г. являются:

1) проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО);

2) российско-американские отношения;

3) взаимоотношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии, а также прибалтийских государств стали приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы - организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы.

В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация "Отношения Россия - НАТО: новое качество" (май 2002 г.), в соответствие с которой для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий России и государств - членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе учреждался Совет Россия - НАТО.

Расширение НАТО на Восток, безусловно, не отвечало национальным интересам России, поскольку приближение военного присутствия альянса к ее границам могло нарушить установившийся баланс сил в Европе. Размещение военных баз НАТО в непосредственной близости от российских границ не соответствовало духу добрососедства и создавало напряженность в отношениях между сторонами. Создание военно-воздушной базы НАТО на территории стран Балтии вызвало у России серьезную озабоченность, поскольку подлетное время боевых самолетов до крупных российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург, сократилось до 5-30 мин.

В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (так называемую "восьмерку") в 1998 г.

Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение 2/3 числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В.Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.

Делись добром ;)