logo
Сибирское казачье войско: грамотность и система образования

2.1 Пути получения казаками образования в XVIII веке

Разночинная служба казаков в XVIII столетии была весьма разнообразной. Казаки выполняя роль первопроходцев в хозяйственном и промышленном освоении Южной Сибири формировали целый пласт источников о природном описании этого края, которыми в последствии пользовались многоуважаемые географы и исследователи, такие как Верещагин, Ядринцев и т. д.. Разведка геологических ресурсов с участием служивых людей, основную массу которых составляли казаки, являлась одним из её основных направлений. Сопровождая академиков и специалистов горного дела казаки были для них главными ассистентами, эффективность которых зависела от уровня их образованности.

Новые потребности службы и дефицит квалифицированных кадров диктовали условия правительству в самостоятельной подготовке грамотных людей среди городовых казаков, так и среди мещан. Но и общий уровень грамотности был относительно достойным. Н.Н. Покровский, анализируя книги Тарского протеста 1722 года пришёл к обоснованному выводу о «сравнительно высоком уровне грамотности» среди казаков и крестьян11Ивонин А.Р. Городовое казачество Западной Сибири в XVIII - перв. чет. XIX столетия. Барнаул. 1986. С. 106.. В первые годы XVIII столетия в Тобольске открывается первая в Сибири школа, где обучались дети высших чинов, а в середине двадцатых стали готовить кадры геодезистов. Повышение уровня образования среди казаков в первую очередь коснулось войсковую верхушку.

Извечный в Сибири дефицит людских ресурсов давал казакам, и другим служилым людям возможности для непосредственного обучения «на практике» азам наук необходимых для несения служебных обязанностей. Поэтому к обучению и набору в ученики допускали наиболее «сообразительных» из числа служилых. Как может показаться нерациональное использование казаков в прочих, не свойственных для них службах вовсе не являлось злоупотреблением власти со стороны воевод, а вынужденной мерой. К примеру, в канонерские ученики довольно активно набирали казаков, которые в последствии овладевали необходимыми навыками для несения службы. Особенно эта практика была распространена в гарнизонах заводских крепостей. В середине 50-х XVIII века на этой почве возникали конфликты между горнозаводским и военным начальством казаков, которое было уверенно в том, что такие обязанности отвлекают казаков от службы.

Наиболее характерный такой способ обучения был для казаков Алтая. Характер горно-металлургического производства на заводах предусматривал широкий спектр образованных специалистов, которых в условиях дефицита кадров практически некем было заменить. Некоторые должности были открыты и для казаков, ибо заводское начальство предпочитало набирать из более свободных служилых людей, нежели приписных крестьян. По данным 1756 г. из 225 казаков, состоявших при Барнаульском заводе, один находился в учениках у геодезии подпоручика Астахцова, один был приписан к штаб-лекарю, двое - в подчинении «у аптекарского гезеля». Четыре казака числились «в целовальниках у провианту», один - исполнял обязанности фельдшера, один был приставлен счетчиком денежной казны, еще один находился «у переплету письменных дел»11Ивонин А.Р. Городовое казачество Западной Сибири в XVIII - перв. чет. XIX столетия. Барнаул. 1986. С. 106..

Этот способ получения образования казаков позволял «на месте» получить необходимые знания для выполнения возложенных на него обязанностей. Но, такие образование являлось не полным, необходимым для полного овладения профессией, а также профильным, сужавшим весь спектр общих познаний.

Ещё один для формирования грамотной прослойки в сибирском казачьем войске, являлось непосредственное обучение казачьих детей в школах Сибирской губернии. Процесс школьного образования казачьих детей во многом определялся политикой властей в отношении казачества в целом, но развивалось оно в контексте общего становления и развития школьного дела. Как говорилось ранее, хозяйственное развитие Сибири нуждалось в грамотных людях вообще. Таким образом сложилось два типа учебных заведений -- светские и духовные. В 1701 году в Тобольске открывается первая частная светская школа, чьим основателем был воевода Михаил Яковлевич Черкасский. Уже весной 1702 года в ней насчитывалось 96 учащихся -- детей бояр, дворян и людей служилых11 Энциклопедия образования в Западной Сибири // под ред. В.М. Лопаткина. Барнаул. 2003. С. 11 . А так как казаки являлись служилым сословием в Сибири, вероятно предположить что казачьи дети тоже могли быть учениками этой школы. Ученики изучали славянскую письменность, арифметику, геометрию, фортификацию и артиллерийское дело. Однако эта школа просуществовала недолго, и была закрыта митрополитом Сибирским и Тобольским Фелофеем Лещинским.

В первой половине XVIII века стали возникать светские начальные школы с профессиональным уклоном для обучения детей, учениками которых могли стать дети всех сословий, за исключением крепостных и приписных категорий крестьян. К их числу относились гарнизонные и «цифирные» школы.

Огромную роль в обучении казачат играли как раз гарнизонные школы, связанные с военным ремеслом. Гарнизонные школы представляли собой разряд низших военных учебных заведений, к обучению допускались мальчики от 7 лет. На территории Западной Сибири, помимо Тобольской, в середине XVIII века такие школы организовывались в Томской, Омской, Ямышевской и Бийской крепостях22Там же.. Средняя численность учеников в таких школах могла достигать 450 учеников. В ней ученики обучались грамоте, арифметики, артиллерийской или инженерной науке, музыке, писарскому делу, плотницким, слесарным и прочим прикладным дисциплинам. Но обучались в таких школах в основном дети городовых казаков. После того как эти школы в 1788 были переданы в гражданское ведомство, казачата потеряли право обучения. 24 января военная коллегия предписала оставить учащихся из казачьих детей до достижения ими 15-ти летнего возраста, а «впредь же таковых казачьих детей в гарнизонную школу не принимать»11Ивонин А.Р. Городовое казачество Западной Сибири в XVIII -- первой четверти XIX в. Барнаул. 1996. С. 108. В начале XIX столетия служилые казаки настойчиво просили вернуть детей в школы. Образование в данный период становится многопрофильным.

Во время правления Екатерины Великой, согласно её предписаниям в ведении внутренней политики, правительство стремилось создать институт всесословной образовательной школы. Согласно уставу 1786 года учреждались четырёхклассные и двуклассные народные училища. На территории Сибири народные училища были созданы в Тобольске, Барнауле, Тюмене, Томске, Таре, Нарыме. Дети городовых казаков нередко становились учениками этих школ, но их был меньший процент по сравнению с детьми чиновников и офицеров. Для примера в 1788 в Тобольское главное народное училище поступили 88 учеников, среди которых дети разночинцев -- 31, дворян -- 3, священников -- 6, купцов -- 7, мещан -- 12, цеховых рабочих -- 4, солдат и казаков -- 19, крестьян -- 222Прибыльский Ю.П. Школы Тюменского края в XVII-XIX веках. Тобольск. 1998. С. 32. Выпускники - казачата сразу определялись на военную службу в войско по достижению необходимого возраста.

Местное правительство озабоченное проблемой повышения эффективности службы казаков, не уделяло интерес касательно вопроса казачьего школьного образования. Впервые этой проблемы коснулся генерал-поручик И.И. Шпрингер, назначенный в 1763 году начальником пограничных линий Сибири. Проект Шпрингера посвящённый структурным изменениям казачьих команд, уделил этому вопросу место в своём докладе Сибирскому губернатору. Он предлагал ввести обязательное школьное образование для казачьих детей. Преобразования Шпрингера, которые к сожалению не удалось завершить до конца, дали некоторый временный толчок в разрешении этой проблемы. С его подачи в 1765 комендантом крепостей вменялось организовывать обучение детей военнослужащих, в том числе и казачьих детей. В 1767 г., например, в школе при Бийской крепости обучалось 60 драгунских и солдатских, 40 казачьих детей. Всего же в крепостных школах обучалось 394 чел. (в том числе 176 казачьих детей, или 45% обучающихся)11 Ивонин, А.Р., Колупаев Д.В. История алтайского казачества. Барнаул. 2008. С. 48. Говоря о Шпрингере хотелось бы отметить, что его заслуга ещё заключается в развитии школьного образования в Сибири в целом. Именно благодаря его действиям открывались новые гарнизонные школы. Об этом свидетельствует Н.Г. Путинцев в своём труде «Хронологический перечень событий из истории сибирского казачества», ссылаясь на оригинальный текст проекта Шпрингера параграфа №18:

«...инструкции на обязанность комендантов возложено также и наблюдение за школами, устроенные Шпрингером в Омской, Петропавловской, Ямышевской и Бийской крепостях для обучения драгунских и казачьих детей. Во всех этих школах положено было обучать 450 детей. Обмундирование и всё денежное довольствие для учащихся в школах мальчиков отпускалась из казны...»22Путинцев, Н.Г. Хронологический перечень событий из истории сибирского казачьего войска. 1882. С. 59.

Плюсом этих школ была не только их ориентированность на военно-патриотические воспитание, о чём может свидетельствовать курс изучаемых предметов, но и их финансовая экономичность для казны Сибирской губернии.

«Кроме того, для приобретения учебных пособий отпускалось ежегодно в Омскую школу 150 руб., а в остальные по 100 руб. Полное годовое содержание этих школ обходилось в 2850 руб. 50 коп.»33Там же.

Ещё одним плюсом в таких школах можно заметить было бесплатное образование для детей служивых людей. За минусом экономической составляющей, хотелось бы отметить то, что эти школы содержались за счёт казны гарнизона крепости.

К сожалению, во второй четверти XVIII столетия способ пополнения грамотной прослойки за счёт принятия в войско лиц не имеющих казачьих корней значительно сходит на «нет». Практика наполнения войском людьми владеющими грамотой была наиболее распространена в XVII веке. В дальнейшем формирование казачьих команд проводилось за счёт верстания казачьих детей. Ранее, для поступления на службу в войско хватало поручительства будущих сослуживцев. Есть основание полагать что этот обычай изменился из-за усиления сыскного аппарата правительства, что обусловило пристальный надзор за служилыми людьми11 Малолетко, М. Н. Воинство Алтайского горного округа. Томск. 2001. С. 110. Сильный надзор скорее всего был установлен с целью выявления неблагонадёжный людей и в первую очередь беглых крестьян.

Подводя итог изучаемой эпохе, можно сделать следующие выводы о качестве казачьего образования:

Часть казаков обладала определённой подготовкой, и могла быть использована в научных экспедициях не только как охранники или грузчики, но и качестве писарей, помощников и т. д.

Процесс получения образования был весьма сложен и зависел от многих факторов, в первую определялась условиями службы и политикой властей в отношении казачьего сословия.

Школьное образование давало далеко не полный набор знаний и носило военно-прикладную направленность, но уже становилось на путь развития многопрофильного обучения, и по большей части носило светский характер.

Прослеживается общая динамика повышения числа грамотных людей в войске, и в первую очередь среди войсковых чинов. В 1761 среди 132 казачьих старшин грамотными были 107 человек, примерно 81%, в то время как в 1719 году из 296 грамотными были лишь 28 человек(9,5%)22Ивонин А.Р. Городовое казачество Западной Сибири в XVIII -- первой четверти XIX в. Барнаул. 1996. С. 107. Но стоит заметить что не учитывались рядовые казаки, которые вполне могли скрывать свои навыки и познания.

Обучение детей в народных училищах и гарнизонных школах могли себе позволить далеко не все семьи казаков, в основном учениками являлись дети казачьих чинов.

Казаки не имели собственной системы и институтов образования. Ставка на будущие умственное развитие войска приходилась на казачьих детей. Взрослые казаки обучались грамоте «где и как придётся».

Ещё не сформированная система образования состояла из двух веток: традиционное (семейное) -- нравственно-военное образование, и светское -- школьное.

Таким образом XVIII в истории развития казачьего образования становится начальным этапом, на котором происходит зарождение системы народного просвещения в отношении служилого сословия. Расширение грамотной прослойки в последствии позволит уже в XIX столетии провести реформы правительства по модернизации управления Сибирского казачьего войска.