Т.Б. Маколей как политический деятель и историк

курсовая работа

§ 2 Становление личности

В Ротлей - Темпле в Леспершире, в небольшой комнате с дубовой обшивкой вместо обоев, почерневшей от времени, с видом на парк с востока и в небольшой садик с юга, 25 октября 1800 года родился Томас Бабингтон Маколей.

Ребенок очень рано обнаружил все признаки замечательного ума. В три года он почти не разлучался с книгой. Он проводил за ней целые часы, лежа на ковре перед камином. Игры его не интересовали. Его голова постоянно была занята прочитанным или собственными фантазиями на прочитанное. Экономка и мать были вечными слушательницами этих импровизаций, переписанных "печатным словом". Первым его чтением, по выбору родителей, были книги духовного содержания, а затем, по выбору самого ребенка - "Потерянный Рай" Мильтона, "Странствие пилигрима" Боньяна, Вальтор Скотт и все, что давало работу его воображению. Он постоянно жил в области вымыслов аллегорических фигур, деятелей прошлого. Ребёнка не устраняли от разговора старших, и мало по малу он тоже принимал участие в семейных дебатах и делах, что по моему мнению, и повлияло на дальнейшую судьбу и интересы Томаса.

Школьное обучение юного Маколея началось в 1813 году и продолжалось пять лет в известном тогда пансионе Престона в Шельфорде близ Кембриджа. Любимыми его предметами были история и литература. У Престона он жил на полном содержании, дома появлялся редко. Юные годы Тома протекали в самый разгар аболиционного движения Аболиционисты- люди, которые, не принимая прямого участия в деятельности политических парий, старались посредством публичных проповедей и печати содействовать уничтожению рабства.. Семейная обстановка этих годов носила характер военных действий с непрерывной тревогой то радостных, то печальных действий, шумом бесконечных дебатов, с приливом и отливом брошюр, бумаг и писем… М. В. Барро.Указ. соч..С.17 - 18.

В 1818 году Маколей поступил в колледж Св. Троицы Кембриджского университета. Там же Европейские революции 20-х XIX века вызывали брожение в общественном мнении Англии, прежде всего молодежи. Маколей более всего прислушивался к признанному студенческому вожаку Ч. Остину, близкому к философским радикалам (утилитаристам). Большое влияние на Томаса оказал студенческий дискуссионный клуб. Студентам было запрещено обсуждать на заседаниях общества вопросы текущей политики, но такие обсуждения все - таки проходили в замаскированном виде, в форме обращения к событиям прошлых эпох. Именно здесь у Маколея мог сформироваться метод исторических параллелей, которые он впоследствии часто использовал. В это же время начала выявляться область его будущих интересов как историка: на заседаниях клуба он выступал, в частности, с речами о Кромвеле и лорде Страффорде. Е.В. Ганюкова. Указ. соч..С.3-4.

С этих пор начинает рушиться умственная гармония с его семьёй. Кружок Вильберфорса, с которым был солидарен бывший директор колонии Сьерра - Леоне, отличался в эту пору строго консервативным складом во всём, что не касалось рабства. Между тем, подобно христианской морали, заставшей Захарию, разойтись с семейными воззрениями и стать в ряды эмансипаторов негров, близость к этим эмансипаторам в свою очередь заставила его сына примкнуть к либералам. Это было в полнее естественно и логично. Данные, которыми пользовались аболиционисты, воздействовали на общество и вызывая его сочувствие к неграм, картины тяжёлого положения рабов и жестокости плантаторов, совершенно неожиданно для агитаторов кружка Вильберфорса гармонировали с мрачным эхо английской жизни в её измученных низах. В воображении не узкого гуманиста на смену негров и плантаторов появились при этом белые рабы и их владыки. Именно это настроение переживал Маколей в стенах Кембриджского университета, а дружба с коллегой Чарльзом Остином, восторженным поклонником республиканских учреждений, Соединённых Штатов, окончательно решило исход настроений. Дома ничего не подозревали об этом. Учение шло своим порядком с выдающимся успехом, а в ногу с ним, т.е. в духе семьи, маршировали и политические воззрения Тома. М. В. Барро.Указ.соч..С.18 -19.

Но вскоре Маколей стал выступать не только против торийских писателей и историков, но и против единомышленников своего идейного наставника Ч. Остина. Когда Маколей вступил на поприще исторической публицистики, в английской историографии господствующей оставалась торийская концепция, воплощенная в "Истории Англии" Д. Юма и трудах его последователей Дж. Дальримпиля, Дж. Макферсона и др. Юм пытался оправдать проявление тирании Стюартов, критически относился к пуританам, к Кромвелю, к нижней палате парламента; осуждал политические пристрастия Мильтона. Именно эти положения Маколей подверг пересмотру. Традиция критики Юма уже существовала в лице Дж. Миллара, Ч. Дж. Фокса, Дж. Броди и др. Никто из историков - вигов до Маколея не достиг такой популярности, чтобы положить конец преобладанию юмистских взглядов среди широких слоев читающей публики. Е.В. ГанюковаУказ.соч.С.4.

В 1822 году Маколей окончил университетское образование. Что начать, чему посвятить свою деятельность, - на эти вопросы у него не было ещё в эту пору определённых ответов. Первое время он склонялся в пользу адвокатуры. Сюда влекло его природное красноречие и главным образом желание родителей, и он действительно записался в знаменитую практическую школу юристов, Lincoln`s Inn. В 1826 году Маколей был принят в корпорацию адвокатов, но никогда не выступал ни в одном процессе. Его не тянуло на это поприще. Будучи красноречивым оратором, он был слаб в качестве полемиста. Среди забот о приобретении юридического навыка он начал посвящать своё время литературным знаниям и незаметно увидел, что здесь именно та почва, на которой суждено обнаружиться его талантам. В 1823 году был основан новый журнал "Трёхмесячное Образование", и Маколей принял участие в этом издании, как самый выдающийся сотрудник.

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, безусловно семья Т.Б. Маколея дала ему хорошее начальное образование, привила любовь к научному знанию; участие же в семейных дебатах заложило основы его дальнейших выступлений на публике. Но огромное влияние на становление личности великого английского деятеля оказала его студенческая жизнь и дискуссионный клуб, в котором он принимал непосредственное участие, а самое главное это социально - политическая обстановка страны и настроения в обществе.

Делись добром ;)