logo
Татаро-Монгольская экспансия

8. "Собирание земель"

"Кто то знал, что Москве государством слыти?" -- спрашивали в ту эпоху русские книжники и летописцы, пытаясь осмыслить процесс объединения Северо-Восточной Руси под руководством московских великих князей. После смерти Александра Невского в 1263 г. наступило временное ослабление великокняжеской власти. Его дети -- Дмитрий и Андрей -- вели непрерывную усобицу и с помощью татарских войск поочередно захватывали великокняжеский престол. В ходе этой борьбы князь Дмитрий Александрович при помощи своего брата, московского князя Даниила, одержал первую военную победу над войсками одного из ордынских "царевичей". На подвластных ему территориях произошло важное изменение в порядке сбора ордынской дани: ее теперь собирали не татарские чиновники, а сами русские князья. Но беспрерывные войны и набеги привели к разорению основной территории великого княжества. К началу XIV в. на его окраинах складываются новые политические центры -- Тверь, Москва, Нижний Новгород.

Тверской и владимирский великий князь Михаил Ярославич (1305--1318) первым принял титул "великого князя всея Руси"; именно в Твери был построен первый после нашествия каменный собор, а в 1305 г. составлен летописный свод общерусского характера. Но в продолжавшейся несколько десятилетий борьбе тверских и московских князей за гегемонию на Руси победа оказалась на стороне последних.

Основы будущего могущества Москвы заложил Даниил Александрович (1276--1303): к нему в относительно спокойную "залесскую" землю стали выезжать киевские и черниговские бояре -- Федор Бяконт, Нестер Рябец вместе со своими слугами. При Данииле у Смоленского княжества был отнят Можайск, а у Рязани -- Коломна и присоединен Переяславль-Залесский. Сын Даниила Юрий сумел овладеть выморочным Городецким княжеством; в 1314 г. он занял стол в Новгороде Великом, в течение многих лет соперничал с Михаилом Тверским за великое княжение и все-таки добился своего в 1317 г., взяв в жены ханскую дочь. Задиристого московского князя убил в Орде сын казненного татарами Михаила Ярославича, за что и сам поплатился жизнью. Престол вновь перешел к тверскому князю Александру Михайловичу, но подавление вспыхнувшего в Твери восстания против татар привело к разгрому княжества.

Великим князем стал коварный и расчетливый Иван Данилович Калита (1325--1340). Он пять раз ездил с богатыми дарами в Орду и сумел закрепить за собой и своими детьми Великое княжение Владимирское, руками хана устранил в 1339 г. своего главного соперника -- Александра Михайловича Тверского и выпросил у повелителя Орды в пожизненное владение Углич, Галич, Белоозеро, обязавшись вовремя выплачивать дань с этих земель. Хозяйственный князь покупал и "примысливал" даже отдельные села в соседних княжествах. Освоение новых земель, щедрые пожалования и покровительство князя Ивана привлекали в Москву и крестьян, и феодалов из окрестных земель, разоренного Владимира и самой Твери. Так, на московской службе оказались бояре Годуновы, Романовы, выходцы из Литвы (князья Голицыны, Хованские) и ордынские "царевичи". Иван Калита отстроил новые дубовые стены Кремля и первые московские белокаменные соборы. С 1326 г. Москва стала и церковной столицей Руси -- резиденцией митрополита. Своим детям Калита завещал, чтобы они управляли совместно и получали доход с Москвы и ее окрестностей по "третям", что исключало дробление и войны за обладание крупнейшим экономическим центром.

Накопленный в правление Ивана Калиты и его детей военно-экономический потенциал позволил его внуку Дмитрию Донскому (1359--1389) не только сохранить за собой великое княжение: при Дмитрии в него включаются собственно московские земли, к которым присоединяются Галич, Дмитров, Белоозеро. Московские бояре и слуги были заинтересованы в этом процессе: они становились воеводами, судьями и наместниками на территории великого княжения и здесь же получали новые пожалования -- вотчины. Вслед за ними на московскую службу потянулись и владельцы мелких уделов. Одновременно князь реформировал сложившуюся систему управления: в 1374 г. он упразднил связанную с прежними вольностями должность московского тысяцкого. По давней традиции тысяцкий ведал ополчением, торговлей и таможенными пошлинами -- эту должность можно сопоставить с постом премьер-министра и столичного мэра. В 1367 г. в Москве были возведены новые укрепления -- белокаменный Кремль, в 1368--1372 гг. трижды выдержавший осады литовских войск князя Ольгерда, с которым заключил союз главный противник Москвы -- тверской князь Михаил Александрович. Вскоре Дмитрий начал борьбу с Ордой, внутри которой в то время шла отчаянная война между претендентами на ханский трон.

Центральным событием в истории Руси XIV в. стала Куликовская битва. Однако следует напомнить, почему победа в ней стала возможной. За 6 лет до Мамаева побоища -- после съезда князей в Переяславле-Залесском -- Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде, а затем в 1375 г. провел совместный поход против Твери, и тверской князь признал себя его вассалом. Таким образом, Москве впервые удалось создать и возглавить союз русских княжеств -- это и была главная историческая заслуга князя Дмитрия, его бояр и митрополита Алексия.

Затем несколько лет шла "пограничная" война с татарами, в ходе которой московские войска в 1377 г. потерпели поражение на р. Пьяне, в 1378 г. разгромили на р. Воже ордынское войско мурзы Бегича, а затем и основные силы Орды в 1380 г. на Куликовом поле. Ситуацию не смогли принципиально изменить ни поход хана Тохтамыша и сожжение Москвы в 1382 г., ни возобновление выплаты "выхода". Дмитрий Донской не только сохранил за собой великое княжение, но накануне смерти, в 1389 г., передал его своему сыну Василию Дмитриевичу (1389--1425). Тохтамыш вынужден был с этим согласиться -- у московского князя больше не было в Северо-Восточной Руси соперника достаточно сильного, чтобы с ханской помощью решить вопрос иначе.

В это же время процесс объединения шел и в других странах: Франции, Испании, Польше. Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств -- закономерность в развитии европейских стран в эпоху позднего средневековья.

Но чтобы подобное объединение стало возможным, необходим ряд условий или предпосылок.

Во-первых, по мере экономического развития создаются более или менее устойчивые связи между отдельными землями, княжествами, государствами, а развитые города начинают поддерживать объединительную политику власти.

Во-вторых, потребность в объединении стимулируется оформляющимся национальным сознанием, что нередко происходит в процессе длительных войн или отражения агрессии, и требует, в свою очередь, концентрации сил. Так, Испанское государство складывалось в ходе Реконкисты (войны с мусульманами-маврами), австрийская держава Габсбургов -- в борьбе с турецким завоеванием; объединению Франции способствовала Столетняя война с Англией. Для княжеств Северо-Восточной Руси таким фактором стала борьба с Золотой Ордой, начавшаяся во второй половине XIV в.

В-третьих, для успешного объединения нужно наличие экономического, политического и культурного центра, обладающего мощным потенциалом, способного возглавить объединительный процесс и довести его до конца. В ходе развития феодального землевладения и беспрерывных войн складывался и слой служилых людей, которым были необходимы сильный правитель и единое государство. В этом же были заинтересованы и другие группы населения -- горожане и купцы, а также такая влиятельная сила, как церковь.

Все эти предпосылки на практике тесно взаимосвязаны, и отсутствие какой-либо из них может серьезно замедлить процесс объединения: так, экономически развитые Германия и Италия до XIX в. не обладали государственным единством и представляли собой систему мелких и мельчайших княжеств, герцогств и епископств. Там же, где происходит объединение, соотношение между названными предпосылками, их роль различны и зависят от конкретно-исторических условий, поэтому столь непохожими оказались французская, английская, польская и российская монархии.