logo
Утверждение абсолютизма и создание централизированного аппарата власти в России

1. Административные преобразования

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Было введено местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором денежных платежей. Во главе органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша. В её ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу А. А. Курбатов в должности обер-инспектора.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи всё разуметь и править». Было принято решение перенести центр тяжести управления на места. Так вступила в исполнение губернская реформа. По замыслу Петра, местные органы должны были заняться размещением и обеспечением войск в мирное время. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт - Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. Все остальные (вице-губернатор, провиантмейстеры и др.) лишь подчинялись ему. Таким образом, губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 года: города были подчинены уездным комендантам, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» (5536 дворов) во главе с новыми чиновниками - ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «долей» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков.

Главная задача губернской реформы - обеспечение армии за счет местных учреждений - выполнена не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к недостатку средств. Губернская реформа нанесла удар и по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 году, отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так, одним росчерком пера, было основано учреждение, просуществовавшее в России около двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

Для надзора за аппаратом управления была введена должность фискала. Эти люди доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других действиях, наносящих вред государству. Фискалы нередко пользовались своим должностным положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Однако Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные доносы.

Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал - прокурор (П.И. Ягужинский). Главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всём докладывать императору. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли Сената в государственном управлении.

В 1718 был подписан указ об учреждении 9 коллегий: Чужестранных дел, Камер - коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленность), а также Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С их появлением прекращали своё существование многие из коллегий. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер деятельности и, главное, - совещательный порядок ведения дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит» - так объяснял появление новых органов сам Петр.

После учреждения коллегий Петр I решил реформировать и местное самоуправление. В 1719 - 1720 гг. были отменены не оправдавшие себя «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь - на дистрикты. Правители дистриктов - земские комиссары назначались Камер - коллегией.

Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров отменялась.

Всё посадское население отныне делилось на три части: 1-ую гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ую гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах. Новые органы городского самоуправления, магистраты, состояли лишь из представителей 1-ой гильдии.