Этнос и религия в Казахстане: история и судьбы

дипломная работа

1.2 Современная этническая ситуация в стране

Пройденный Казахстаном за 17 лет независимости путь-уникальное явление межэтнического и межкультурного взаимодействия его народа, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека и общества - язык, образ жизни, традиции, идентичность, менталитет.

Современная этническая ситуация в стране характеризуется динамичными процессами роста этнического самосознания, возрождения этнической самобытности, культуры, традиций. Во внутренней политике республики особое место занимают вопросы укрепления толерантности между этносами и конфессиями. Межэтническое и межконфессиональное согласие органично пронизывают ткань казахстанского общества. Казахстан смог достойно ответить на один из самых серьезных вызовов современности - сохранить согласие и стабильность в обществе, не допустить конфликтов на почве идей, разделяющих этносы, проживающие в стране.

Согласно первой национальной переписи населения 1999 г., в Казахстане проживает 14953126 человек-это представители более 130 национальностей. Казахи составляют 53,4 %, русские - 29,6 %, украинцы - 3,66%, узбеки - 2,48%, немцы - 2,36%, татары - 1,66%, уйгуры-1,41%, корейцы - 0,67%, азербайджанцы - 0,52%, турки - 0,51%. Остальные национальности представлены менее 0,5%.

Наиболее многочисленными в республике являются 8 национальностей - казахи, русские, украинцы, узбеки, немцы, татары, уйгуры и белорусы, на долю которых приходится 95,8% населения [13,с.66].

Национальный состав населения Казахстана на 1-января 2005 г.

Население

Всего, тысяч человек

В общей чесленности населения, в процентах

Все население

В том числе:

Казахи

Русские

Украинцы

Узбеки

Немцы

Татары

Уйгуры

Белорусы

Корейцы

Азербайджанцы

Турки

Другие национальности

15074,2

8725,0

4024,3

459,0

419,4

228,1

231,2

226,5

94,2

101,0

86,1

84,0

395,4

100,00

57,88

26,70

3,04

2,78

1,51

1,53

1,50

0,62

0,67

0,57

0,56

2,64

Этнический состав населения за межпереписной период(1989-1999) претерпел заметные изменения. В результате как позитивных(приток оралманов, репатриация), так и негативных(большой отток за пределы страны) миграционных процессов, а также изменений в естественном движении населения произошло увеличение удельного веса одних и снижение других этнических групп. Итоги первой национальной переписи населения 1999 г. в РК подтвердили факт достижения казахским народом совершенно нового этнодемографического статуса, который он потерял к концу 20-х годов ХХ в. Если в 1989 г. казахи имели только относительное большинство по отношению к другим национальностям, то к 1999г. им принадлежит абсолютное большинство. Однако, уникальность ситуации в том, что увеличение доли казахов в последние 10 лет произошло в основном не за счет естественного прироста, а в связи с выездом за пределы республики по различным причинам представителей других этносов.

Начиная с начала 1990-х годов, наметилась общая динамика оттока населения из республики, пик его приходился на 1994 год, когда республику покинули 480,8 тыс. казахстанцев - в 1,9 раза больше по сравнению с предшествующим годом. К сожалению, неспокойная обстановка, включая экономические бедствия, привела в свое время к значительной потере республикой квалифицированных кадров. По данным ООН, только за 1991-1996 гг. из Казахстана выехало 1 274,7 тыс. человек. И только в 2004 году впервые было зафиксировано положительное сальдо миграции. Огромная заслуга Главы государства в том, что постепенно прекратились баталии вокруг двойного гражданства, двойного статуса языков, спала волна эмиграции.

Затем обозначилась тенденция снижения миграционного оттока. Однако она до сих пор составляет не менее 200-300 тыс. человек в год. Вследствие миграционного потока Казахстан потерял более 1,5 миллионов человек населения. Но миграционное сальдо сокращается с каждым годом. Более того, неуклонно растет число реэмигрантов.

Эмиграция явилась основной причиной уменьшения населения в республике. Из числа выбывших русские составили 58,6 %, немцы - 7,4%. Выбытие и прибытие русских происходит главным образом в рамках миграционного обмена со странами ближнего зарубежья. Из межгосударственных миграционных связей наиболее тесными для Казахстана были связи со странами ближнего зарубежья. В эти государства выехало 77% от общего числа. В миграционных потоках со странами ближнего зарубежья преобладает доля России, Украины, республик Центральной Азии, а из стран дальнего зарубежья - Германии, Израиля, Греции. Наиболее интенсивное выбытие населения за пределы республики наблюдается в следующих областях: Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской, Павлодарской.

Состояние межэтнических отношений не является основным мотивом эмиграционных настроений. По результатам социологических исследований казахстанских ученых, из всех опрошенных собираются покинуть республику 5,3%, пока еще не решили - 25,9%; 32,1% задумывались о выезде и 57,7% не задумывались. Среди множества проблем, вызывающих тревогу, люди отмечали, во-первых, рост цен (67%), во-вторых, угрозу безработицы (50,4%), в-третьих, ухудшение экологической обстановки (49,6%), затем следует рост преступности (49,3%), несвоевременную выплату заработной платы (40,9%). Большой миграционный отток вызвало закрытие многих военных полигонов и объектов, находящихся в ведении российских вооруженных сил, что повлекло соответствующий выезд семей военнослужащих. В целом, состояние межэтнических отношений в Казахстане стабилизировалось. Так, например, в 1992-1994 годах вопросы межнациональных отношений занимали 5-ую позицию в рейтинге наиболее острых проблем казахстанского общества. Теперь же, на взгляд казахстанцев, они стоят на 13-м месте [14].

Данный факт связан с реализацией в рамках СНГ по инициативе Казахстана ряда важных внешнеполитических акций. Так, одной из главных причин миграции населения из Казахстана, кроме экономического кризиса середины 90-х годов, является, прежде всего, стремление граждан, в силу разных причин ставших жителями Казахстана, к воссоединению с родственниками, живущими на исторической родине. Здесь важен психологический фактор: многие люди потеряли уверенность в завтрашнем дне в связи с разрывом связей со своими родственниками, возможной сложностью пересечения границ, трудностью восстановить в случае необходимости гражданство на исторической родине. Учитывая эти факторы, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев внес в 1996 году на рассмотрение саммита СНГ предложение предпринять «Десять простых шагов навстречу простым людям», одобренное всеми странами Содружества. Эта инициатива касалась вопросов упрощения принятия гражданства, пересечения людьми границ, перевоза товаров и услуг, расширения информационного сотрудничества и т.п.

Важным механизмом в утверждении прозрачности границ в рамках СНГ стало и создание по инициативе Казахстана сначала Таможенного союза (1995 г.), впоследствии преобразованного в Евразийское экономическое сообщество (2000 г.).

Важнейшей задачей государства стала и репатриация казахов, проживающих в разных странах и желающих вернуться на историческую родину. Так, за рубежом сейчас проживает почти 4 100 тысяч казахов в 44 странах мира: Китае, Монголии, Турции, Иране, России, Узбекистане и других странах СНГ. В том числе около 10 тысяч казахов проживают в переживающем политический кризис Таджикистане, 30 тысяч - в Афганистане, где в условиях ведения боевых действий возникла реальная угроза их жизни.

Многие оралманы, как называют в Казахстане соотечественников, проживающих за рубежом, уже вернулись на свою родину. Только из Монголии в Казахстан за первые три года независимости приехало свыше 60 тысяч казахов. При анализе процесса миграции в Казахстане нельзя не учитывать и приток беженцев. По официальным данным, сегодня в республике зарегистрировано незначительное число беженцев из Афганистана.

Проживающие в Казахстане этнические общности различаются по характеру их участия в национально-государственном строительстве и специфическим условиям, определяющим динамику их этнокультурного развития. Основанием этих различий определяется сложная структура этносоциальной стратификации, включающая несколько уровней, на которых происходят процессы этнической идентификации. Так, на взгляд ряда казахстанских ученых, этнический состав населения Казахстана можно сегментировать по шести типологически значимым основаниям.

I. Титульная нация (казахи);

все остальные этнические группы.

Как известно, в первой редакции Конституции Республики Казахстан казахи были определены как государствообразующая нация. Во второй редакии эта формулировка снята, однако в сознании и установках людей такая дифференциация превалирует. Кроме того, в публикациях этнологов и политической практике во всем мире такое деление существует.

ІІ. Коренной этнос (казахи);

этнические группы, проживающие на территории Казахстана, но имеющие собственные национальные государства (русские, украинцы, белорусы, поляки, немцы, корейцы, греки, евреи и т.д.);

этносы, не имеющие на своей исторической родине собственных национальных государств (дунгане, уйгуры, курды).

Каждая группа отличается по своему отношению к казахстанской национально-государственной идентичности. Казахи видят в Казахстане единственную страну, в которой реализовали национально-государственное самоопределение. Представители второй группы в выборе своей тождественности создают тот или иной компромисс между Казахстаном и своей исторической родиной. Для третьей группы стоит задача завоевания той или иной степени политической автономии.

III. Казахи и русские как наиболее многочисленные этносы;

остальные этнические группы как этнические меньшинства.

Соперничество между двумя основными по численности группами - казахами и русскими - в стремлении занять более выгодные социальные позиции, получить больший доступ к ресурсам, утвердить свои культурные стандарты, по оценкам социологов и политологов, также объективно имеет место.

IV.Казахи; русские;

другие национальности (этнические меньшинства).

Этнические меньшинства вытесняются из этнической конкуренции как русскими, так и казахами. Находясь на периферии государственно-политической жизни, они фактически отчуждены от идеологических, политических, экономических и социокультурных ресурсов власти. Вместе с русскими и в отличие от казахов они признают в межэтнических проблемах основными проблемы: языка, представительства в органах управления.

V.Этносы, признающие ислам как национальную религию;

этносы, культура которых ориентирована на христианство.

Религия на общекультурном и бытовом уровне (обряды, праздники и т.д.) выполняет функции этнической дифференциации и идентификации.

VI.Казахи и тюркоязычные этнические группы;

русские и русскоязычные этнические группы.

На языковом уровне возникают наиболее эмоционально насыщенное этнокультурное позиционирование, переходящее в социально-политическую плоскость [14].

Таким образом, имеющаяся специфика этнического сегментирования казахстанского общества по-разному осознается на коллективном и индивидуальном уровне, порождает особые проблемы во взаимоотношениях между этносами и между этническими группами и институтами государственной власти.

Все этнические общности называют в этнологии этносом. Этнос можно охарактеризовать как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства. Сама категория « этнос» является непреложной категорией исторической науки, объективной и фундаментальной, т.к. этнос - категория не социальная, а скорее природная.

Нация - понятие более широкое и может включать многообразные этносы страны. Ряд этнологов подчеркивает, что этнос и нация - совершенно разные социальные явления, этнос не выбирают, нацию можно выбрать.

Сегодня в западной социологии и этнополитологии преобладает взгляд, согласно которому нация - совокупность граждан одного государства, т.е. территориально-политическая общность.

История понятия «этнос» (греч. ethnos) восходит к античности. Древние греки употребляли его в значении «народ», «племя», «род». В современной теории этноса превалируют две основные концепции этноса: биологическая и социокультурная. Суть первой состоит в том, что этнос рассматривается как определенная группа людей, отличная от других таких групп на основании биологических признаков. Вторая концепция рассматривает этнос как социальную общность, имеющую свои экономические и культурные особенности. Существует также некий концептуальный симбиоз, сочетающий в себе элементы биологического и социокультурного подходов

В современной этнологии существуют два направления в понимании категории нации: примордиализм и конструктивизм. Известно, что примордиалистское (англ. primordial - изначальный) направление придерживается этнического толкования нации, понимания этничности как исходной, извечной характеристики человечества. Гражданское толкование, которого придерживаются конструктивисты, трактует нацию как политико-правовую категорию, идеологический конструкт, совокупность граждан одного государства. Нация определяется примордиалистами как этноязыковая и этнокультурная категория, в конструктивистском подходе нация - это политико-правовая категория. Наиболее предпочтительным в мировой политологической и социологической науке является употребление термина «нация» как согражданства. В терминологии ООН нация также понимается как согражданство. Важно отметить, что и руководство нашей страны ориентировано на современное понимание нации как согражданства. Таким образом, сегодня есть суждения, что этнос и нация - две самостоятельные проблемы. Нацию иногда считают «мифологемой, играющей сценическую роль» [15].

Из приведенного обзора ясно, что понятие «нация» не должно приравниваться к понятию «этнос», а должно находиться на более высоком уровне в иерархии понятий: «племя», «народ», «этнос», «нация». Как замечено, во многом признаки нации совпадают с признаками этноса. Но все же отличительными составляющими (компонентами) нации являются не единство языка и единство культуры, а их многообразие. Этнос является составляющим элементом нации. Нация есть высшая точка развития, является продуктом государственности.

Вызывает полемику и вопрос иерархии различных этнических общностей. Разные мнения существуют по поводу понимания термина «этнические меньшинства». Одни авторы понимают под этническим меньшинством ту часть населения, которая по численности меньше титульного этноса, другие - этнические группы как целостные этнические единицы (или малые народы), третьи - этнические группы как часть иной этнической общности, проживающей среди инонационального населения, четвертые - заменяют его термином «диаспора».

Сегодня отсутствуют единые научно обоснованные критерии, определяющие статус этнических меньшинств. Возникают споры, правомерно ли относить к этническим меньшинствам русских в Казахстане. Количественные параметры не всегда имеют решающее значение, есть и другие параметры, определяющие статус этнических групп.

Вопросы нациестроительства, формирования объединительной общенациональной идеи активно обсуждаются сегодня в казахстанском обществе. Под нациестроительством в этнополитологии понимаются «целенаправленные действия государства, его политических институтов или этнополитической элиты по превращению этноса в нацию» [16,с.9].

Итак, в Казахстане сегодня более 20- этносов и 45 конфессий живут в мире и согласии, не зная раздоров и столкновений. И здесь нужно отметить бесспорную заслугу казахского народа, имеющего высокотолерантное сознание. Мультикультурность становится образом и нормой жизни. Уникальный опыт Казахстана получил высокую оценку руководителей других государств, которые подчеркнули необходимость распространения в международном сообществе казахстанской модели межэтнического взаимодействия

В целом, состояние межэтнических отношений в Казахстане характеризуется стабильностью и благоприятной динамикой. Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнического взаимодействия, как работа в полиэтническом коллективе, сотрудничество и взаимодействие с представителями других национальностей. Тем не менее, несмотря на позитивные моменты в сфере межэтнических отношений, следует учитывать следующее обстоятельство, что достигнутое равновесие во взаимоотношениях с представителями этносов не является «застывшим» явлением. В них постоянно происходят определенные изменения.

Как показывают результаты социологических опросов, сфера межэтнических отношений в настоящее время сохраняет в себе скрытый конфликтный потенциал (проблема русских в странах СНГ, проблема формирования новых отношений между титульными нациями и иноэтническими группами, языковые, кадровые аспекты проблемы межэтнических отношений).

Делись добром ;)