logo
Влияние советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951-1958 годов

Введение

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть детские периодические издания 50-х годов с точки зрения отражения на их страницах идеологии того времени. В качестве материала для исследования был выбран журнал "Пионер" - официальный печатный орган всесоюзной пионерской организации в СССР.

Исследование этого вопроса вполне отвечает интересам современной науки, так как многие исследователи отмечают, что "сегодня важным и актуальным направлением научных исследований является изучение роли прессы в формировании массовых представлений людей и создании общественного мнения, а также инструментария прессы и телевидения…" [7, с.21].

Средства массовой информации (и печатные СМИ в частности) являются основным инструментом распространения информации, воздействующей на общественное сознание.

Не случайно журналистику называют "четвертой властью", так как именно СМИ формируют общественное мнение, осуществляя информирование аудитории, освещая те или иные события, и идеологическое воздействие.

Многие исследователи эти качества журналистики определяют так: "В духовном отношении информация СМИ характеризуется идеологической заостренностью, пропагандистским характером и "акцентированной актуальностью". Особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности" [15, с.14].

На страницах печатных СМИ в полной мере отражаются идеология и общественные устои тех или иных периодов жизни страны. В этой связи средства массовой информации можно с полным правом назвать зеркалом общества. Как справедливо замечает профессор А.И. Акопов, "... журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения" [1, с.6].

Поэтому периодические издания дают прекрасную возможность для изучения социальной жизни общества, господствующих идеологических установок и общепринятых моральных ценностей. Здесь мы полностью разделяем точку зрения С.А. Обухова, который в частности писал: "Отражение в публицистических формах понимания тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядными и интересными для изучения" [12, с.76].

Особо показательны, на наш взгляд, в этой связи периодические издания советского времени, так как они в полной мере несут на себе отпечаток идеологии того периода. Ведь советская пропаганда уделяла особое внимание именно печатному слову. "Сегодня слово на боевом посту". - Утверждали авторы учебников по мастерству пропагандиста. - "Оно мобилизует советских людей на создание в нашей стране материально-технической базы коммунизма, борется за прочный мир и разоружение, воспитывает человека коммунистической морали, воодушевляет советскую молодежь на новые трудовые свершения" [4, с.12].

В полной мере такое понимание задачи журналистики можно отнести и к детским периодическим изданиям советского периода. К тому же общеизвестно, что в изданиях для детей внимание к публикуемым материалам становилось особенно пристальным, так как журналы и газеты для подрастающего поколения были, прежде всего "воспитывающие".

В Советском Союзе, в отличие от сегодняшнего времени, выбор детских и молодёжных журналов был невелик. Самым маленьким предназначались "Мурзилка" и "Веселые картинки", пионерам и школьника - "Костёр" и "Пионер", основными журналами для молодежи были "Смена" и "Юность". Содержание этих журналов определялось и контролировалось их издателями - Центральным советом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и Центральным комитетом ВЛКСМ. Все эти журналы - продукты советской власти, основная дата их появления - 1924 или 1936 год.

Официальное издательское определение журнала "Пионер" такое - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина для пионеров и школьников. Журнал был основан в 1924 году, и задумывался как "боевой орган" детской коммунистической организации". Даже название для него, по редакционным преданиям, придумала Надежда Константиновна Крупская. С 1924 года и по нынешнее время издавался и издается в Москве.

В данной работе мы обратились к детским периодическим изданиям советского времени, в частности к журналу "Пионер".

Цель нашего исследования - выявить характер влияния советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951 - 1958 годов, на примере журнала "Пионер".

Нами была выдвинута гипотеза, что жанровая система и тематика публикаций в журнале "Пионер" как "боевом органе" детской коммунистической организации", отвечали задачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса.

Мы ставили перед собой задачи:

Изучить содержание журналов за 1951, 1953, 1956 и 1958 годы.

Выявить тематику и жанровое своеобразие публикаций в журнале изучаемого периода.

Определить способы воздействия на читательскую аудиторию на страницах журнала.

Проанализировать характер идеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразия публикаций.

Сопоставить характер и степень идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.

Объектом исследования был выбрано содержание журнала "Пионер", так как это издание было одним из самых популярных в то время, что даёт возможность предположить, что воздействие на детскую аудиторию было целенаправленным и сильным.

Предметом исследования стало идеологическое влияние на страницах детской периодики, отраженное в выборе тем публикаций и системе используемых жанров.

Основными методами исследования были выбраны наблюдения и контент-анализ (качественный и количественный анализ). В выборе метода контент-анализа в качестве ведущего метода исследования мы опирались на мнение С.А. Обухова, который утверждал, что "объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио - и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений" [12, с.77].

Материалы исследования. Нами были изучены номера журнала "Пионер" за 1951 год (№№ 1-12), за 1953-й (№№ 1-6), за 1956-й (№№ 1-12), и за 1958 (№№ 1-6). В общей сложности было исследовано 36 номеров. Выбор журналов был ограничен возможностями Детской библиотеки им. И.А. Крылова, так как в наличие имелись не все подшивки журнала "Пионер" за 50-е годы.

Именно эти периоды были выбраны в качестве исследования не случайно, так как предоставляется интересным сравнить содержание номеров за период правления И.В. Сталина (1951-1953 гг.) и Н.С. Хрущёва (1956-1958 гг.). Поскольку в эти годы происходит очевидная смена политического режима и некоторое обновление идеологии, что не могло не отразиться на страницах СМИ.

Структура работы. В первой главе журнал "Пионер" рассматривается как "боевой орган" детской коммунистической организации". Дается характеристика журнала "Пионер" в свете идеологического курса страны периода 50-х годов ХХ века.

Во второй главе описывается жанровое своеобразие и тематика публикаций на страницах журнала "Пионер" в 1951, 1953, 1956, 1958 годов. Приводятся результаты контент-анализа и обобщаются полученные данные. Рассматриваются наиболее характерные способы идеологического влияния средствами публицистики и беллетристики, отраженные на страницах журнала.

В заключении делаются выводы о характере и степени идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.

Приводится список использованной литературы. В работе имеются Приложения.