1. Торговля в период войны и послевоенное время
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 внешняя торговля была направлена на удовлетворение военных нужд. 16 августа 1941 было заключено соглашение между СССР и Великобританией о взаимных поставках, кредите и порядке платежей. В октябре 1941 представители правительств СССР, США и Великобритании подписали в Москве 1-й протокол о поставках вооружения и других товаров Советскому Союзу на период до 1 июля 1942. Однако эти поставки в 1941-42 были весьма ограничены.
11 июня 1942 между СССР и США было подписано соглашение о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против фашистских агрессоров, на основании которого США обязались предоставить СССР помощь по закону от 11 марта 1941 о ленд-лизе. Во время войны СССР заметно расширил торговлю с МНР и Ираном; с 1944 значительно вырос торговый оборот со Швецией.
В результате оккупации территория Беларуси экономические связи республики по обеспечению населения продуктами и товарами оказались нарушенными, запасы были уничтожены.
Организацию первых шагов по восстановлению торговли осуществляли оперативные группы Наркомторга БССР и Белкоопсоюза, куда входили руководители торговых отделов исполкомов, председатели облпотребсоюзов и подобранные ими штаты организаторов торговли.
Госбанк СССР предоставил государственным торговым системам республики целевой кредит, Центросоюз - целевые ссуды.
Крайняя ограниченность товарных ресурсов обусловливала жёсткую необходимость нормированного их распределения. Оно осуществлялось посредством карточной системы с учётом структуры населения обслуживаемого района. Параллельно шёл процесс развития товарно-денежных отношений. Важным шагом в этом направлении стало введение открытой государственной коммерческой торговли по ценам, близким к рыночным. В Беларуси сеть торговых коммерческих предприятий возникла в марте 1945 г.
СВ результате период 1946 - 1947 гг ознаменован самыми высокими темпами прироста торговой сети - 133 -137 %, к 1950 - 102-104 %.
Отмена карточной системы послужила переломным моментом в развитии торговли.
Промышленность из-за несвоевременного и некомплектного снабжения, неравномерной поставке сырья и материалов, недостатка рабочей силы зачастую нарушала установленные планы выпуска товаров ширпотреба. Не выполняя планы по количеству и ассортименту, предприятия нарушали условия договорв, заключённых с торговыми организациями.
Совершенно недостаточно были развиты договорные связи по сбыту продукции местной промышленности, промкооперации и кооперации инвалидов. Вынужденные самостоятельно организовывать сбыт своей продукции, они широко практиковали заключение договоров с потребителями, расположенными за пределами региона. Так, в 1949 г. Полоцкая металлообрабатывающая артель вывозила металлические хозяйственные товары в Черниговскую область.
Торговые организации Орши не могли удовлетворить спрос покупателей на кушетки, табуретки, кухонные столы, верёвки, мешки, чугуны, столярные инструменты, которые производились в городе предприятиями местной промышленности и промкооперации, но вывозились за пределы республики.
Эффектной мерой привлечения товарной продукции на рынки могла стать встречная торговля промышленными товарами. Однако возможность её развития ограничивалась недостатками товарных ресурсов, в результате чего объём товарооборота промышленных товаров на рынках Минской, Могилёвской, Брестской и Гродненской областей в 1948 г. к реализации сельхозпродукции составлял от 22 до 60%