Жизнь Курихинской округи в годы Великой Отечественной войны

реферат

1 Начало войны

Накануне Великой Отечественной войны на территории Курихинской округи насчитывалось 12 поселков, которые были образованы в 20-е годы ХХ века. Центральным считался поселок Куриха, на котором находилась станция Сарма узкоколейной железной дороги Выксунского лесоторфоуправления (ЛТУ). В начале 30-х годов прошла коллективизация, в каждом поселке был организован свой колхоз. Земли, отвоеванные у леса, давали высокие урожаи, крестьяне хорошо получали на трудодни, много продукции получали с приусадебных участков, плюс дары леса грибы, ягоды, так что жить было хорошо.

Постепенно начали складывать свои традиции. Одной из таких традиций была встреча пассажирского поезда. Поезд ходил днем около 12 часов, к нему приходили как к празднику нарядные, с гармонью, с песнями, пляшут, поют. В этот воскресный день все было также. Пришли, а тут ВОЙНА. Сразу провели митинг. Митинг организовал начальник Сарминского подучастка Безруков Иван Федорович, бывший председатель Вознесенского райисполкома. В яме, что возле остановки проходили все торжества. На бугор ставилась временная, фанерная трибуна, народ собирался внизу, всем было все видать. Иван Федорович объявил, что началась война. Двое шоферов из Выксы, что возили дрова из леса, сразу пошли добровольцами.

Как справедливо заметила Быстрова Анна Ивановна, Куриха в годы Великой Отечественной войны была важным стратегическим объектом. Отсюда, с железнодорожной станции, по направлению к Выксе все четыре военных года уходили вознесенцы на фронт. Свыше 7700 мобилизованных! Сколько слез пролито перед отправкой!

Вспоминает Васюкова Нина Петровна, вспоминает и плачет. «Началась война. Для всех это конечно был удар, сразу стали забирать на фронт, начали брать и брать, моего отца забрали 29 декабря 41 года. Привозили обычно на лошадях, потому, что мобилизованные были со всей округи. Лошадей привязывали к коновязи и ожидали поезда на станции. Станция всех вместить не могла, поэтому все квартиры на Донке и на Мелькине были забиты отъезжающими и провожающими. В дом набиралось по 10-12 человек. Приезжали засветло, так как поезд стал ходить только ночью. Провожали с гармонями, и песни поют и плачут.

До поезда ждут, когда подходил поезд, тут конечно начинались страшные крики. Бабы начинали вопить, до сих пор помню эти душераздирающие крики. Погрузятся в вагоны, сядут, и поезд начинает разгоняться, а женщины бегут за поездом, за задний вагон цепляются, как будто думают, что они его остановят. А поезд идет все быстрее и быстрее, и гудит, гудит протяжно, заунывно, гудит долго, пока не преодолеет подъем, не свернет в лес и не скроется из глаз. До сих пор помню этот заунывный гудок. Это никогда не забыть. Через Куриху провожали всех, поэтому и эти душераздирающие крики были каждый день. Каждый день отправляли, отправляли и отправляли целыми партиями, а возвращались единицы покалеченные, хромые, на костылях».

Только в первые недели войны из района ушли на фронт 2656 мужчин, и все они или почти все прошли через Куриху. [4]

Вспоминает Кузнецова Анна Ивановна. «Когда по радио объявили о начале войны с Германией, мои сверстники повзрослели за несколько дней и даже часов, я была тогда еще девчонкой и с любопытством наблюдала картину проводов. Видела, как мальчишки проводив отца, тонкими руками обнимали и гладили плачущих матерей, будто давая им понять, что теперь они их опора. А матери поворачивали к ним лица и улыбались сквозь слезы. Глаза у тех мальчишек были уже взрослые, проникнутые ответственностью, и за мать, и за младших братьев и сестер, поэтому-то они так крепко держали за руки пока еще малопонимающих шустрых карапузов».

Конечно, нам сейчас трудно понять до конца всю глубину материнского горя, отправляющих на фронт своих сыновей, всю глубину человеческих страданий жен, провожающих своих молодых мужей, слезы детей, провожающих своих отцов, но все это было… . И мы молодое поколение России должны знать и помнить, ценой каких страданий и душевных мук завоевана наша победа.

Делись добром ;)