Анализ концепции Карла фон Клаузевица "О природе войны"

курсовая работа

Введение

война клаузевиц международный

Данная работа посвящена анализу концепции Карла фон Клаузевица «О природе войны». Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение, и является, актуальной и интересной по нескольким причинам:

Во-первых, война всегда занимала ключевое место в истории всех стран и народов. Существование человечества невозможно представить без войн и это дает право утверждать что война - атрибут человечества, представленный и проявляющийся в различных аспектах его бытия.

Во-вторых, работа Клаузевица «О природе войны» считается одной из великих книг западного мира, посвященных фундаментальным вопросам ведения войны. Работа является базовой для всех последующих трудов военных теоретиков XIX-XX веков. И сегодня, идеи Клаузевица учитываются представителями науки, политиками, военными во многих странах, побуждая к размышлению, давая необходимые импульсы для познания войны, дальнейшего развития теории и практики. Лица, занимающиеся реальной политикой в сфере обороны и безопасности, по-прежнему опираются на творческое наследие Клаузевица и черпают в нем плодотворные идеи для решения задач, стоящих перед великими державами сегодня.

В-третьих, тема войны привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Несмотря на высокую ценность книги «О природе войны», которую использует каждый солдат, не все ее положения могут быть применены без оговорок. У данной теории есть ни мало противников, которые считают, что все теории Клаузевица должны быть отброшены, так как его труд принадлежит прошедшему всемирно-историческому периоду и на сегодня изжил себя.

Карл Клаузевиц - известный немецкий теоретик, историк и писатель. Вряд ли современный человек, даже не имеющий военного образования, ни разу не слышал этого имени. А его знаменитая формула «Война есть продолжение политики другими средствами» [2, с.25] цитируется повсеместно. Знаменитая работа Клаузевица "О природе войны" составила три тома, в котором изложены взгляды автора на природу, цели и сущность войны, формы и способы ее ведения, явилось итогом многолетнего изучения военных походов и кампаний с 1566 по 1815 год. Тем не менее, сочинение Клаузевица сугубо конкретное по своим первоначальным задачам. Оно оказалось востребованным не только военными тактиками и стратегами; потомки справедливо причислили эту работу к золотому фонду стратегических исследований общего характера, поставили в один ряд с такими образцами стратегического мышления, как трактаты Сунь-цзы, "Государь" Николо Макиавелли и "Стратегия непрямых действий" Б.Лиддел Гарта. Над основным трудом "О природе войны" Клаузевиц работал в течение последних 12 лет жизни, но эта работа так и осталась незавершенной. Но, несмотря на это, данная книга стоит несравненно выше всего, что дала теоретическая мысль старого мира в области анализа войны и военного искусства.

Итак, целью данной работы является анализ концепции Карла фон Клаузевица «О природе войны», а также её вклад в изучении военного искусства и развитие современной теории войны. В соответствии с указанной целью нами были поставлены следующие задачи:

- изучить творческое наследие о природе войны;

- определить понятие войны, и какое место она занимает в истории человечества;

- рассмотреть классификацию войн;

- ознакомиться с подходами других великих мыслителей к природе войны;

- определить роль войны в международных отношениях;

- подвести итоги по книге и определить её влияние на развитие международных отношений.

Имя Карла фон Клаузевица - «классического теоретика войны» [6, с.1], по выражению Г.Ротфельса, является мировым достоянием. Война 1914-1918 гг., подтвердив основные мысли немецкого военного философа, оживила внимание к нему, и военная литература новейших дней вновь полна этим, казалось бы, прочно забытым именем. Русской военной литературы такое оживление коснулось лишь отчасти. И вообще нужно сказать, что Клаузевицу в России не везло. Основатель академии Генерального штаба генерал Жомини был не только идейным, но и, можно сказать, личным врагом Клаузевица; и наложивши свою крепкую печать на первые шаги пробудившейся под влиянием Наполеона русской военной науки, Жомини прочно и надолго закрыл дверь для своего научного соперника. Такое замалчивание привело к отсутствию биографических данных о нём, бедностью литературы, ему посвященной.

Материал, использованный в написании данной работы, взят из электронных версий научно-популярных изданий, а также из учебно-методической и научной литературы. Работа А. Е. Снесарева представляет собой одно из лучших в отечественной и зарубежной литературе исследований жизни и творчества Карла фон Клаузевица. В нашей стране всегда пристально изучали идейное наследие немецкого военного философа. Теоретические изыскания Карла фон Клаузевица в течение вот уже почти двух столетий во многом определяют характер дискуссий о сущности войны, о соотношении политики и стратегии, о влиянии морального фактора на войне. Оценивая точку зрения Клаузевица, определение, которого наиболее распространено у нас в российском контексте: «Война - есть продолжение политики насильственными средствами», Хаймо Хофмайстер пересматривает позицию Клаузевица. По сути, говорит философ, Клаузевиц представляет себе войну инструментом политики, что убедительно, но недоказуемо. Хофмайстер допускает мысль о том, а что если война и политика имеют свои собственные источники, другими словами, являются равновеликими категориями, а, следовательно, неизвестно что в определенный момент может стать инструментом. Ведь не исключено, что война в целом способна изменить политику, диктовать свою логику. Клаузевица прав в том смысле, что чаще война имеет политические основания и не руководствуется одной лишь враждебностью. Но «именно враждебность - говорит уже Хофмайстер, - на чем бы она не основывалась, сопровождает любую военную борьбу, ведущуюся не на жизнь, а на смерть. [8, с.165] «Грамматика войны, как логика политики - это логика деструкции, поскольку она есть логика политического бессилия. Поэтому не исключено, что именно враждебность приводит к тем соображениям, которые чреваты войной». Далее он развивает мысль о том, что война - это ни политика, это бессилие политики: «Политически сильный противник не нуждается в войне; он знает и иные способы достижения своей цели… разыгрывание карты военного превосходства в любом случае является признаком политической слабости» [9, с.85].

Интересной, на мой взгляд, работой в изучении данной темы является книга Томаса Червинского, написанной в рамках специальной исследовательской программы министерства обороны США, предпринимается анализ степени применимости классических положений в области стратегических исследований, немалая часть которых вдохновлена трудом К. Клаузевица "О природе войны", при изучении реалий информационной войны. В книге также подробно обсуждается ряд современных исследований, критически относящихся к наследию Клаузевица, в том числе работы М. Ван Кревельда. Существуют разные подходы к природе войны, весьма любопытен подход Кеннета Уолца. Проанализировав различные представления об источниках войны, он сгруппировал их в три (назвав «образами»): природа и поведение человека - эгоизм, несовершенство, глупость и т.д., политическая система самого государства, которая может стать причиной войны и межгосударственная среда, влияющая на конкретное государство. И сам подход политолога заключается в том, чтобы при анализе учитывали все «образы»: «… все три образа являются частью единого целого. Эти образы - человек, государство и межгосударственная среда - используются при всех попытках анализа международных отношений. Но, как правило, если применяется один образ (подход), то исключаются из рассмотрения остальные. Однако абсолютизация одного подхода искажает понимание влияния двух других» [10, с.95].

Велик список тех, кто причисляет книгу «О войне» к величайшим произведениям мировой литературы. Авторитетный американский политолог Бернард Броди назвал труд Клаузевица «не только величайшим, но и действительно великой книгой о войне» [11, с.53]. Многие великие философы, политологи и идеологи ХХ века, интересовавшиеся международными отношениями, - от Ленина в России до Мао Цзэдуна в Китае, от Раймонда Арона во Франции до Петера Парета в Америке, от Вернера Хальвега до Майкла Говарда в Великобритании - интенсивно работали с главной книгой Клаузевица.

Существует ряд направлений западной военно-исторической и политической мысли, в рамках которых подвергают критике общепринятую трактовку Клаузевица взаимоотношений между войной и политикой. Некоторые критики, такие как Джон Киган, утверждают, что для многих обществ война обеспечивает больше религиозные, культурные функции, нежели чисто политические. Киган отрицает утверждение Клаузевица о войне как о продолжении политики, характеризуя его как «неполное, узкое и предельно непоследовательное».

Другие исследователи, такие как Мартин ван Кревельд, атакуют Клаузевица с позиций взаимоотношений между войной и политикой. Если исходить из того, что война является продолжением политики, то надо признать, что война является рациональным расширением воли государства, то есть мы имеем дело ни с чем иным, как с банальным и бессмысленным клише. Более того, если война есть выражение воли государства, это означает, что она не затрагивает другие, иррациональные аспекты и мотивы, влияющие на войну [12, с.193]. Другими словами, согласно Кревельду, Клаузевиц описывает, каковой должна быть природа войны, но никак не реальную ее природу.

Все сказанное позволяет нам сделать предварительный вывод. За прошедшие столетия многое изменилось. Сегодня все больше военных специалистов говорят о «мировой партизанской войне» -- череде локальных вооруженных конфликтов низкой интенсивности в различных регионах земного шара, при этом так или иначе связанных между собой. Понятно, что теория Клаузевица плохо подходит для партизанской борьбы, он писал совсем о других войнах. И все же труды Клаузевица представляют ценнейшее из всего того, что дала буржуазная военная мысль. В конце концов, оказалось, что книга «О природе войны» выдержала проверку временем лучше, чем сочинения Жана Колина и Антуана Анри Жомини и внесла неоспоримый вклад в развитие военного искусства.

Делись добром ;)