7. Современное искусство
Искусство тесно связано с жизнью. Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют общественное существование. Художник, будучи обычным человеком, не может не реагировать на эти изменения и выражает их в своем творчестве. Нередко искусство предвосхищает те перемены, которые для большинства людей станут очевидными лишь позднее (романы Жюля Верна).
Для современного искусства характерно несколько основополагающих тенденций: коммерциализация, снижение качества, дегуманизация, утрата индивидуальности, дегероизация.
1. В настоящий момент искусство все больше и больше подвергается коммерциализации. Искусство стало средством зарабатывания денег. В настоящий момент любой фильм, любое музыкальное произведение, любая книга могут быть размножены в огромном числе копий; картины тиражируются в виде репродукций. Продажа копий позволяет выжить не только издателю, то есть компании, которая выпускает произведение на рынок, но и автору. Однако это таит в себе и большую опасность потакания вкусам публики, отказа от идеи искусства как воплощения прекрасного.
В настоящее время основанием для оценки является мнение аудитории, публики, далеко не всегда обладающей необходимым для справедливой оценки вкусом. Выдающимся музыкантом сейчас признается тот человек, который продал больше всего компакт-дисков и занял высшие места в хит-парадах. Где гарантия того, что то, что хорошо покупается, является действительно хорошим? И можно ли говорить о том, что популярное - это всегда хорошее, ценное? Искусство, превращенное в средство зарабатывания денег, рискует перестать быть искусством в собственном смысле слова. Желание автора продать книгу, фильм, песню приводит его к тому, что он начинает потакать вкусам публики, стремиться дать аудитории то, что она желает. Есть две крайности:
стремление создавать высокое искусство, непонятное для большинства людей,
попытка идти на поводу у публики.
Восприятие элитарного искусства требует основательной подготовки. Оно непонятно для большинства людей. Людей же чаще всего интересует развлекательная сторона искусства, люди нередко воспринимают его как «зрелище»
2. Другая тенденция в развитии современного искусства, тесно связанная с предыдущей, заключается в постепенном снижении стандартов творчества и ослаблении требований к качеству культуры.
3. Еще одна тенденция, характеризующая современное искусство, - это его дегуманизация.
Раньше искусство было тесно связано с этикой и моралью, и стремилось к изображению подлинно прекрасного, то на протяжении всего ХХ в. оно постепенно отказывалось от этих ценностей.
С одной стороны, искусство утрачивает издревле присущую ему роль учителя жизни, оно нередко возбуждает в душе лишь негативные эмоции и не помогает нам позитивно относиться к жизни и к самим себе. Оно показывает нам насилие, агрессию, смерть, страдания. И это не может не оказывать негативного влияния на наше отношение к жизни и самим себе.
Однако, с другой стороны, искусство является яркой манифестацией той атмосферы, в которой мы живем. А следовательно, в дегуманизации искусства можно видеть своего рода симптом, указывающий на болезнь нашего времени. А потому современное искусство - это во многом призыв к изменению нашей жизни. Искусство помогает нам задуматься о том, правильно ли мы живем.
4. Последняя тенденция, которую необходимо отметить, - это постепенная утрата искусством индивидуальности.
Взаимовлияние культур приводит к тому, что национальная специфика в искусстве утрачивается. Теперь не так просто отличить роман, написанный американцем, от произведения русского писателя. Это означает, что постепенно формируется всеобщая мировая культура. Этот процесс также неоднозначен. С одной стороны, он свидетельствует о разрушении специфических черт нации. Но с другой стороны, он способствует постепенному разрушению национальных границ, а общение между народами приносит и много хорошего, не только плохое.
Главное - не перенимать что-либо слепо, делать это творчески, переосмысляя и приспосабливая для себя.
Утрата индивидуального начала в искусстве связано с его стандартизацией. Искусство перестает быть творчеством, созданием чего-то качественно нового, оно превращается в технику, технологию. Это опасно, поскольку способствует стандартизации вкусов и утрате индивидуальности. При этом индивидуальность утрачивают не только художники, но и люди, которые являются потребителями современного искусства. А следствием этого оказывается формирование безликой массы, состоящей из ничем не отличающихся друг от друга людей, которые смотрят одни и те же фильмы, читают одни и те же книги (если вообще читают что-нибудь) и, что самое опасное, одинаково относятся к тому, что им предлагают.
5. Дегероизация. – одна из особенностей современного искусства. Современное искусство ищет иной образ человека, не идеализируя его, а пытаясь изобразить таким, каков он в своей повседневной жизни: одинокий, обычный, отчужденный, часто некрасивый, неинтересный даже себе.
К сожалению, тенденции, которые действуют в современном искусстве, внушают мало положительных чувств. Однако еще не все потеряно. И осознание тех опасностей, которые грозят культуре и искусству как ее важному компоненту, с этой точки зрения крайне важно, поскольку только оно поможет нам противостоять убийственным для искусства процессам.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.