logo
экзамен ИЗЦ

Кризис церкви в XIV-XV вв.: “Авиньонское пленение”, соборное движение.

Если XIII столетие было столетием образования больших философских и теологических систем, то XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением и упадком. Иногда это время называют «столетием потрясений». Основной причиной этих потрясений было углубление классовой дифференциации общества, расцвет городской цивилизации, возрастание роли мещанства в обществе. Избрав в 1309 г. Климента 5 (француза), после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, переехал в Авиньон. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были французами, французское большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Власть пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны, был создан центральный финансовый орган папской администрации. Папы контролировали все сферы церковной жизни. В 1377 Григорий XI вернулся в Рим. На этом закончилось «Авиньонское пленение пап», но не история папства в Авиньоне. После кончины Григория в 1378 г. кардиналы, недовольные его преемником Урбаном VI, избрали антипапу Климента VII, который вернулся в Авиньон. Так уже через год после окончания «Авиньонского пленения» начался Великий западный раскол, когда и в Авиньоне, и в Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир. Преемником Климента VII был Бенедикт XIII, низложенный и отлучённый Констанцским собором в 1417, после чего бежал в родную Испанию. Он и был последним авиньонским папой.

Соборное движение - движение за реформу католической церкви, возникшее в конце 14 — начале 15 вв. отстаивало верховенство Вселенских соборов над римскими папами. Национальный церкви стремились добиться большей самостоятельности, уменьшив свою зависимость от папского престола. Непосредственным толчком к соборному движению послужил «Великий раскол» (1378—1417) (раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два (а с 1409 г. — три) претендента объявили себя истинными папами). Сторонники соборного движения настаивали на регулярном созыве (и независимо от папы) Вселенских соборов в качестве верховного органа всей католической церкви. Для ограничения папской власти по инициативе части кардиналов без согласия папы был созван Пизанский собор 1409 (католическая церковь считала его противозаконным). Принцип верховенства соборов провозглашался Базельским собором в 1431—49 в его первый период (до 1437). Папе Евгению IV на Флорентийском соборе 1438—45 (созванном в противовес Базельскому) удалось добиться осуждения соборного движения. В 1460 папа Пий II буллой запретил всякую апелляцию к Вселенскому собору.