logo
Гаврилова Л

Выдающиеся мастера Возрождения

лицетворением Проторенессанса сталДжотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразилиМазаччо55, и Фра Анджелико56, С. Боттичелли57. «Титаны» Высокого ВозрожденияЛеонардо да Винчи58, Рафаэль59, и Микеланджело60, — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчествеФ. Брунеллески61, Д. Браманте62 и А. Палладио63.Я. Ван Эйк64, И. Босх65 и П. Брейгель Старший66олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса.А. Дюрер67, Грюневальд (М. Нитхардт)68, Л. Кранах Старший69, Х. Хольбейн Младший70утвердили принципы новой живописи в Германии. В литературе жеФ. Петрарка, Ф. Рабле71, Сервантес72 и У. Шекспир73не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки.Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина:в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождаетсамостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета. Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерный для Ренессанса размах архитектурных ансамблей акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.