logo
Учебник В

3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи

Бури и противоречия европейской истории XIX начала XX веков не могли не отразиться на развитии духовной культуры этого времени. XIX век особая эпоха в развитии духовной культуры. Интеллектуальная атмосфера на протяжении всего столетия оставалась сложной и напряженной. В противоречивом переплетении развивались и изменялись точки зрения на мир, общество, человека, от романтически-возвышенных до глубоко пессимистических.

Романтизм как <мировоззрение во многом был порождением Французской революции. Он отразил противоречия между стремлением человека преобразовать мир и ограниченностью его сил и возможностей, между возвышенными прекрасными теориями и суровой реальностью. Соотношение идеала и реальности такова ключевая проблема, волнующая представителей романтизма. В этом новом восприятии мира реальность и идеал были трагически разорваны, но идеал ставился выше реальности. Не случайно романтики часто обращались к Античности и Средневековью. Древние времена, с их точки зрения, отличались гармоничностью, чистотой, цельностью. Это была тоска по утраченному миру.

Романтики пытались вернуть человечеству цельный, гармонических взгляд на мир. Искусство, с их точки зрения, не должно отражать обыденность, но подыматься над реальностью. Типичные герои романтических произведений мечтатели, бунтари, даже злодеи, но никто из них не являлся посредственностью. Практичный человек вызывал презрение романтиков. Слово буржуа имело для них негативный смысл, став синонимом пошлости. В системе ценностей романтиков пользе противопоставлялась красота, расчету вдохновение, самодисциплине пылкие порывы души. Один из немецких философов, Ф. Шлегель, назвал романтизм нешумной революцией.

Романтизм дал мировой культуре немало известных имен. В литературе это Э.Т.А. Гофман, В. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли. В. Блейк, В. Гюго; в музыке Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в живописи Э. Делакруа, Т. Жерико, Дж. Констебл, У. Тернер и ряд других.

Однако, реалии того времени порождали не только романтические стремления к идеалу. Человек стремился более внимательно вглядеться в окружающий его мир и самого себя. Уже в стихах немецкого поэта-романтика Генриха Гейне звучит едкий сарказм и ярко выраженные политические мотивы. Постепенно зародившийся еще в эпоху Просвещения реализм (не только как направление в искусстве, но и как тип миропонимания) становится одним из важнейших символов духовной жизни XIX в. Оноре де Бальзак создает свою Человеческую комедию, отражающую блеск и нищету окружающего его мира. Пристальным вниманием к человеку, его реальной жизни отмечены романы Стендаля, У. Теккерея, Г. Флобера. Стремление передать тончайшие состояния человека и его мировосприятия породили импрессионизм и блестящую плеяду художников-импрессионистов Эдгар Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и др. Импрессионизм стал духовной и художественной основой творчества скульптора Огюста Родена, композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

В то же время пристальное внимание к реалиям и человеку XIX в. не могло не породить и глубоко пессимистические взгляды на мир, общество, людей. В начале XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр в своем главном труде Мир как воля и представление утверждал, что движущей силой развития мира является не разум, а мировая воля, что в мироздании отсутствуют разумность и гармония. По Шопенгауэру жизнь это борьба между состраданием и эгоизмом, и в том состоит трагедия человека, которому нужно отказаться от иллюзий, осознать, что мир это переплетение добра и зла, причем зла в мире значительно больше. Человек должен убить в себе волю к жизни, отказавшись от своего эгоистического Я. Разрушая веру в гармонию мира, А. Шопенгауэр призывал человека сохранить внутреннюю гармонию, которую он мог обрести лишь в уединении, где он может испытать духовную радость.

Кризис системы ценностей и трагедию человека на рубеже XIX-XX отразило философия трагической фигуры Фридриха Ницше, одного из основателей философии жизни. Он утверждал, что мир дисгармоничен, что это бушующий хаос, от которого человек отделен тонкой кожурой культуры. Но человек должен преодолеть отвращение к такому миру, взять власть над самим собой, научиться радоваться и возродить волю к деятельности. На пороге XX в. Ницше нашел смелость провозгласить, что человеку необходимо мужество в этом жестоком мире. Будущее Ницше связывал с появлением сверхчеловека, равно способного и к добру и к злу. В его представлении о сверхчеловеке причудливо переплелись мотивы романтизма и культ крайнего индивидуализма.

XIX век стал веком переворота в представлениях человека о самом себе. Огромную роль здесь сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека, разработанная австрийским врачом Зигмундом Фрейдом, его учение о психоанализе. Фрейд доказывал, что личность сложна и многослойна, выделяя область сознания - окно, через которое мы воспринимаем мир; область подсознания кипящий котел инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия; и область предсознания разумное начало в человеке, осуществляющее цензуру страстей. Фрейдпоказал обратную сторону цивилизации манер - система запретов, чувство стыда, самоконтроль, сдерживание агрессивности и т.д. Вследствие этого подавленные и вытесненные желания выливаются в психические расстройства, комплексы вины, неполноценности, необоснованные страхи. Цивилизацию Фрейд понимал как насилие над человеком.

XIX век, однако, был не только веком всплеска и крушения романтических идеалов, рождения пессимистических теорий. XIX век, первый век Индустриальной цивилизации, был веком действия. Широкое распространение получил политический либерализм (Д. Бентам, Д. Милль, Г. Спенсер, А. де Токвиль), утверждавший, что экономическая модернизация общества должна сопровождаться политической и социальной модернизацией. Во главу угла ставилась свобода личности и утверждалось: что приносит пользу личности полезно обществу. Либералы исходили из того, что отношения между людьми в обществе регулируются конкуренцией, постоянным состязанием, которые ведут к прогрессу.

XIX век породил и ряд теорий относительно возможного переустройства общества и достижения социального идеала. Эти теории принадлежали социалистам-утопистам Клоду Анри де Сен-Симону, Шарлю Фурье, Роберту Оуэну. Сен-Симон полагал, что главное избавить общество от балласта, т.е. аристократии, чиновников, духовенства. По его мнению, в современном мире жизнь определяется людьми труда, власть должна принадлежать ученым и промышленникам. В сочинении Новое христианство главной целью он ставил освобождение рабочего класса, и путь к этому видел в утверждении новой религии, проповедующей принцип все люди братья. Шарль Фурье современное ему общество считал миром навыворот. Капиталистическому производству он противопоставлял коммуну, где плоды коллективного труда должны справедливо делиться между всеми. Социальные эксперименты (коммунистические колонии) Роберта Оуэна в Великобритании и США, несмотря на то, что они потерпели неудачу, также оказали свое влияние на развитие социалистической мысли в Европе. И, наконец, XIX век это век возникновения марксизма, сыгравшего столь значительную роль в истории последующего, XX века. Опираясь на идею развития и диалектику Гегеля, основоположники марксизма выделили в историческом процессе как доминанту социально-экономическое развитие. История рассматривалась ими как история экономического развития и политической борьбы, как смена способов производства, происходящая через острую классовую борьбу. Человек выступал как представитель того или иного класса, той или иной социально-экономической структуры. Марксизм обращался не к человеку вообще, не к общечеловеческим ценностям, а к классовому сознанию людей. Итак, Золотой век Европы XIX век, несомненно, заслужил это название, как век бурного цивилизационного роста, изменивший облик стран и людей.