3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
Характерные черты рассматриваемого периода: господство рационалистического мировоззрения, начало промышленной революции и связанный с ней рост технических изобретений, формирование основ индустриальной цивилизации.
Основные достижения европейских (прежде всего) и американских ученых:
в сфере естественных наук.
- физика – под влиянием работ И. Ньютона формируется классическая механика, теория движения газов (аэродинамика) и теория движения жидкостей; на основе атомистической (корпускулярной) теории И. Ньютона формируется механистическая картина мира, т.е. природа воспринимается как некий механизм, состоящий из огромного количества обособленных материальных тел, вступающих в элементарные связи и подчиненных однозначным и простым закономерностям; при этом законы механики рассматриваются как всеобщие; достижения теоретической механики вместе с начавшимся в 1760-х гг. в Англии промышленным переворотов вызвали к жизни многочисленные технические изобретения. Самые крупные и выдающиеся из них следующие.
1765 г. – изобретение механической прялки «Дженни» Джеймсом Харгривсом (одновременно работало 15 – 18 веретен).
1785 г. – изобретение паровой машины Дж. Уаттом (ее можно было использовать в любом производстве, количество произведенной продукции резко увеличивалось).
1790-е гг. – исследования Б. Франклина в области атмосферного электричества и изобретение громоотвода.
- астрономия – концепция И. Канта (1724-1804) и П. Лапласа (1749-1827) о возникновении Земли и Солнечной системы в целом из газопылевой туманности и о влиянии фаз Луны на приливы и отливы.
- математика – дальнейшая разработка теории переменных величин и графического изображения функций (работы немецкого математика К. Гаусса (1777-1855)); введение французским математиком П. Лапласом (1749 – 1827) принципа «Железного детерминизма», т.е. то, что равные действия в равных условиях всегда приводят к одинаковым результатам; это означало, что ученые в своих опытах и экспериментах всегда смогут повторить любое явление природы.
2) в сфере гуманитарных наук.
- в философии – господство идеологии Просвещения с ее культом разума, крайним рационализмом и антиклерикализмом. Философы-просветители (прежде всего, это Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо) считали, что достаточно установить разумные, рациональные законы и развитие общества сразу изменится в лучшую сторону. Идеология Просвещения страдала умозрительностью рассуждений, стремлением подогнать реальную действительность под готовые теоретические схемы. Тем не менее, философы-просветители сыграли огромную роль в рационализации и модернизации законодательства в большинстве европейских стран; ликвидация феодальных пережитков; создании новой системы образования без сословных ограничений; наконец, построении начал светского государства, основанного на веротерпимости. Кроме того, философия Просвещения с ее упором на логику и теоретические рассуждения способствовала ускорению развития науки в целом.
- в юриспруденции – продолжение формирования концепции правового государства, первые попытки ее реализации на практике во время Войны за независимость в США (1775-83 гг.) и Великой Французской революции (1789 – 94). При этом особо следует отметить вклад таких ученых и политических деятелей как Ч. Беккариа (разработка принципа верховенства закона), Вольтера, Ш. Монтескье (принцип разделения властей), Б. Франклина, Т. Джефферсона.
- в экономике – создание основ экономической теории в трудах физиократов (Ф. Кенэ, Р. Тюрго) и родоначальников классической политэкономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо).
Таким образом, в Западной Европе во 2-ой пол. 18 века происходит бурное развитие естественных и гуманитарных наук, чему во многом способствовало ускоренное капиталистическое развитие наиболее развитых стран в экономической сфере и господство идеологии Просвещения с ее рационализмом в духовной сфере. В связи с падением влияния церкви препятствий для развития науки больше не было.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература