7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
Месопотамская цивилизация сошла с пьедестала истории величаво-медленным шагом, словно спускалась по ступенькам зиккурата. Глубокие и необратимые перемены начались не с персидского завоевания и потерей собственно месопотамской государственности. Эта цивилизация сформировалась и существовала на протяжении нескольких тысячелетий в тяжелых условиях вторжений и завоеваний. Жители Месопотамии, видевшие не один разгром и не одну волну переселенцев, не дрогнули и перед персами. Перед новым завоевателем они не чувствовали себя ущербными и неполноценными. К тому же персы с уважением отнеслись к культуре и святыням народов Месопотамии.
Так уж случилось, что упадок и конечную гибель Месопотамской цивилизации, принесли на своих знаменах представители другой не менее значительной цивилизации древнегреческой. И хотяАлександр Македонский хотел сделать Вавилон одной из столиц своей империи, сами вавилоняне не могли не видеть своей невостребованности у эллинов. Что могли значить достижениявавилонян для греков, уже знакомых с мыслями Платона и Аристотеля? Население Месопотамии сознавало, что уступает эллинам, и это роковым образом сказалось на судьбе цивилизации между Тигром и Евфратом. К тому же население огромного региона оказалось без национальной центральной власти, заинтересованной в поддержке старых традиций. На данном историческом этапе не оказалось в стране и сильной личности, которая могла бы консолидировать идею возрождения цивилизации. К тому же изменилась этническая структура обитателей Месопотамии, язык общения и общекультурная ситуация. Значительную часть населения теперь составляли арамеи, персы и арабы. Арамейский язык вытеснил вавилонский и ассирийский диалектыаккадского. Очагами месопотамской культуры оставались лишь крупные храмы. На протяжении 3 столетий они хранили и передавали наследие месопотамской цивилизации. Однако она завершила свой жизненный цикл и вскоре перестала существовать.
У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира. Прекратили свое существование и канули в лету Шумер, Аккад, Ур, Вавилон, но культура, ими созданная, претворяясь, продолжала и продолжает жить и в наше время. Месопотамскую цивилизацию вновь открыли в эпоху европейского Возрождения и особенно в эпоху Просвещения. Ученые разных стран продолжают изучать интригующе загадочный, наполненный величием и славой мир обитателей Месопотамии. Этот процесс пока еще не окончен. Холмы Месопотамии раскрыли не все свои секреты. Политические события наших дней показывают всю актуальную значимость Передней Азии, а вместе с тем и всей ее многотысячелетней культуры в полном ее охвате.
Что оставила человечеству Месопотамская цивилизация? Чем она восхитила, удивила, предостерегла и обогатила мир? В характеристике основных достижений Месопотамской цивилизации обязательно должно присутствовать одно уточняющее слово впервые. Месопотамская цивилизация самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху древности. Началась подлинная История человечества. Этот переход от варварства к цивилизации сформировал новый тип сознания. Оно рождалось вместе с появлением городов, становлением государственности, сложной социальной дифференциации, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми.
В Месопотамии появился новый тип людей, сознание и мышление которых принципиально не отличалось от сознания и мышления современного человека. Впервые после завершения процессасапиентации человек освоил новые виды практической деятельности планирование, управление, учет и контроль. Примечательно и то, что человек Месопотамии впервые осознал: один человек может купить и продать другого человека, как и всякую вещь. Цивилизуясь, человек Месопотамии познал рабство. До появления цивилизации он покорял и поклонялся только природе. Покорение людей один из не самых достойных примеров, которые дает Месопотамская цивилизация. Человек Месопотамии индивидуалист. Он был занят, прежде всего, своими личными проблемами и делами. Его интересы обращены не к обществу и государству (пусть об этом думают лугаль, чиновники и жрецы), а к дому, семье, родным и соседям. Он высоко ценил человеческую жизнь, в том числе и ее бытовую сторону. Люди Месопотамии боялись смерти, ибо по их представлениям она клала конец всему, что есть в жизни позитивного, светлого, радостного, активного, утешительного и счастливого. Это свое убеждение жители древней Месопотамии никогда не меняли. Месопотамцы, не ожидая от посмертного бытия ничего хорошего, стремились лишь к полноте своего земного существования. История Месопотамской цивилизации полна беспокойства, активности, духа завоевания и покорения, созидательного импульса при горьком сознании трагизма жизни. В напряжении между этими полюсами, заключалась движущая сила Месопотамской цивилизации.
В мировоззрении шумеров, а затем и аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. Оформился канонический пантеон богов, и произошло слияние шумерских и аккадских культов. На небе правил Ану, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя. С огромным почтением относились к богине-матери, покровительнице земледелия, плодородия и деторождения. Центральный женский образ шумерского пантеона богиня города Урука Инанна. Все большую роль начинали играть личные боги и индивидуальное обращение человека к богу, а не его участие в общем богослужении. У себя дома каждый глава семьи был жрецом семейных богов и духов предков, совершал обряды и молитвы перед маленьким настенным изображением божества.
Религиозное сознание жителей Месопотамии наполнено пессимизмом. Они боялись своих мертвецов, хотя нередко хоронили их в городах или даже по полами своих домов. Мрачный характермесопотамской религии не давал человеку психологического комфорта. И в официальных культах, и в народных верованиях в Месопотамии широко распространилась магическая практика. Весьма значительна роль гадателей-звездочетов, прорицателей, толкователей снов и пр. Человек жил в страхе перед божественным миром, не веря в справедливость богов, уповал на их волю. Земная жизнь имела для него самый высокий ценностный статус.
Бесценным достижением народов Двуречья стало создание письменности. Глиняная табличка, испещренная клинописными знаками символ Месопотамской цивилизации. В раннейпиктографической письменности было 1500 знаков-рисунков. В Нововавилонский период их осталось чуть более 300. С помощью клинописи составляли документы хозяйственной отчетности, купчие, культовые тексты, сборники пословиц, школьные или научные тексты и словари. Шумерская клинопись повлияла на формирование финикийского письма, от которого берут начало греческий и другие алфавиты.
Месопотамская цивилизация показала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. Примерно четверть того, что переписывалось, дошло до наших дней. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразные библиотеки. Грамотных и образованных людей высоко ценили. В Месопотамии писец почетное звание образованного человека. Несмотря на сложный характер системы письма, грамотность в обществе была распространена достаточно широко, особенно в Вавилонии. Писать умели все от пахаря до лугаля. Большую роль в этом сыграла шумерская школа эдуба. Как особое образовательное учреждение она сложилась в середине III тыс. до н.э. Первоначально обучение в ней имело чисто практические цели. Школа готовила писцов и землемеров. Однако, постепенно эдубапревратилась в месопотамский академический центр. Получаемое в ней образование включало изучение письменности и языка, элементов арифметики, геометрии и астрономии, права, медицины и музыки. Методика преподавания ограничивалась вопросами учителя и ответами ученика, переводами с одного языка на другой, письменными упражнениями и заучиванием наизусть. Показательно, что в этих школах учились не только мальчики, но и девочки.
Благодаря усердию шумерских и вавилонских школьников до наших дней дошли древнейшие памятники месопотамской литературы. Среди них мифы, эпические сказания, гимны и погребальные плачи, поучения, анекдоты, пословицы и поговорки. В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гтльгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифы древних шумеров, Вавилонскаятеодицея и многие другие произведения. Письменная литература Месопотамии складывалась на основе устного творчества и уходит своими корнями в незапамятные времена.
Весьма значительны достижения шумеров в изучении филологии. Шумерский язык, переставший быть разговорным, изучался в специальных школах как литературный язык. Сохранились списки отдельных выражений на шумерском и аккадском языках. Даже после того, как шумеры растворились среди более поздних семитов Аккада и других племен Месопотамии, шумерский язык подобно латыни средневековой Европы, все еще сохранялся вплоть до ассирийской эпохи как мертвый язык, создавший основы Месопотамской цивилизации.
Ограниченность возможностей в Двуречье необычайно активизировала архитектурную мысль, вызывая к жизни остроумнейшие решения. Уже к середине IV тыс. до н.э. сложился тип храма на платформе. Он возник на основе шумерского жилища: южного с открытым внутренним двором и плоским перекрытием и северного с внешним двором и двускатной кровлей. В условиях сильно заболоченной почвы появилась идея специальной платформы из сырца, облицованной для прочности камнем. Платформа выравнивала строительную площадку (при наличии естественного, природного возвышения это было тем более существенно), служила целям дополнительной гидроизоляции. Она являлась своеобразным постаментом, поднимающим вверх постройку святилища, бывшего в представлениях жителей Месопотамии жилищем Божества.
Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумерийцы перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу прославленной архитектуры древнего Рима и будет доведено ею до вершин развития.
Отличаясь массивной монументальностью, месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Тип башнеобразного святилища зиккурата являлся логическим завершением идеи ярусной постройки, возникшей в определенных природно-исторических условиях Месопотамии. В представлениях населения Месопотамии самым лучшим и значительным в архитектуре считалось то, что могло быть сопоставимо с наиболее выразительной и грандиозной формой в самой природе с горой, вершина которой возносится к небу. Зиккурат лестница-гора архитектуры Двуречья. Увеличение числа платформ до трех и более, а также увеличение высоты самой платформы привело к уменьшению, а затем и доведению до минимального масштаба собственно святилища. В итоге оно превратилось в некий символ. Месопотамская архитектура многообразна и сложна в разработке конструкции, но постройки ее, к сожалению, почти не сохранились или сохранились плохо в силу непрочности ее материала.
Живший в Месопотамии человек воспринимал мир предельно эмоционально. Он украшал орнаментом стены больших зданий, что не чуждо и современному человеку.
Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Здесь оказалась возможной первичная система наблюдений, их проверка и практическое использование. В конце III тыс. до н.э. появилась клинописная математика. Ее основы были заложены шумерами. Впоследствии вэдубе она не только преподавалась, в основном на аккадском языке, но и превратилась в сферу теоретических занятий. Вавилонские математики умели возводить в степень, извлекать квадратные и кубические корни, вычислять объем. При расчетах применялись дроби. Сохранились таблицы умножения, сложения и вычитания. Вавилонские ученые решали квадратные уравнения, знали теорему Пифагора и располагали методами нахождения пифагоровых чисел более чем за 1000 лет до самого Пифагора.
Значительны достижения Месопотамской цивилизации в области медицины. Кроме жрецов-знахарей, которые наряду с заклинаниями применяли иногда способы примитивной психотерапии, были и настоящие врачи, которых называли знающий воду или знающий масло, ибо в искусстве врачевания широко применялись вода и масло. Древнешумерские фармацевты умели изготовлять разнообразные лекарства из минеральных и растительных веществ, в том числе из семян, корней, веток и коры. Они делали различные мази, настойки и отвары. Месопотамия дала человечеству первый опыт медицинской специализации. Появились хирурги, окулисты, гинекологи. Была предпринята некоторая попытка систематизации симптомов и диагностики заболеваний. Символмесопотамской медицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.
Магическая практика в Месопотамии не всегда противостояла науке. Записывались наблюдения природных явлений, поведения людей, необычных особенностей анатомии людей и животных. Жрецы и гадатели руководствовались ими в своих предсказаниях. Но, с другой стороны, маги занимались и вычислительной астрономией. Древнейшие обсерватории устраивались на верхней площадке зиккуратов. Халдейские звездочеты отличали звезды от планет, которым давали особые названия. Звезды распределялись по отдельным созвездиям, велись наблюдения за движением планет, солнечным и лунным затмениями. Население Месопотамии жило по лунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышения Вавилона вся страна перешла на календарь города Ниппура. Основными календарными единицами счета времени были: год (12 лунных месяцев), месяц (29 или 30 дней), сутки (12 часов), час (30 минут). Различие между солнечным и лунным годом устранялось введением по усмотрению царской власти дополнительного месяца. Культово-магическая практика через Финикию и Малую Азию проникла впоследствии в Грецию и Италию и оказала влияние на античную науку.
Шумеры и аккадцы пользовались таким понятием как убежавший день. Это то, что обогнало людей и ушло в прошлое. Вавилоняне жили оглядываясь в будущее и высоко оценивая прошлое. ВМесопотамии, где постоянно менялись царствующие династии, куда постоянно вторгались кочевники, где социальная система болезненно менялась, не гарантируя человеку никакой защиты от ростовщичества, распада общин, житейский опыт заставлял людей избегать опасных новшеств. Он ориентировал общественную практику на повторение уже знакомого, заведомо безопасного и достаточно успешного образа действий. Трудно найти страну, где это достижение Месопотамской цивилизации оказалось невостребованным. Многие из последующих цивилизаций в плане развития общества и человека прошли через свою Месопотамию.
Согласно сложившемуся представлению многие великие империи наследники Вавилона. Идея царственности, сакрального характера царской власти родилась в Месопотамии. В эпоху III династии Ура было создано учение о божественной, единой и вечной царственности, которая с начала времен передавалась от одного царя к другому. Царь гарант справедливости в человеческом обществе. От его личных качеств, от его добродетели или порока, заслуг или преступлений зависел не только успех в политических делах, но и вся жизнь страны. Сакральный характер царской власти и личности царя способствовали консолидации народа вокруг правителя, постоянно соотнося с жизнью царя повседневную деятельность людей. Человек клялся именем царя, ибо он выступал гарантом права, со временем приняв эпитет пастырь. Идея царственности в отличие от материальных следов государственности ее породившей, выдержала проверку временем. Спустя три с половиной тысячи лет она легла в основу теории Москва третий Рим.
Месопотамская цивилизация, которую создали небольшие по численности народы, на сравнительно небольшой территории продолжала существовать даже за пределами Древности, служа другим народам через два, три, четыре тысячелетия.
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации