10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
Культурогенез – это зарождение и развитие культуры, постоянное самообновление культуры, порождение новых культурных форм и систем.
Когда возникли термины «культура» и «цивилизация»?
Термин «культура» возник в Древнем Риме.
Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Термин «цивилизация» возник в новое время, в XVIII веке. Существуют две версии авторства термина «цивилизация»:
1. Шотландский философ А. Фергюссон. Он разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Под цивилизацией он имел в виду последнюю высшую ступень общественного развития.
2. Французские философы-просветители. Они использовали этот термин в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле - означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.
В узком смысле - означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVПI века.
Впоследствии к указанным взглядам добавлялись все новые и новые.
В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом.
В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.
Что такое цивилизация? Цивилизация – в широком смысле – это уровень, ступень общественного развития, после периода варварства; в узком – только материальная культура. Некоторые считают, что это синоним культуры. Цивилизация – локальная межэтническая общность, возникшая в результате длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между народами, проживающими в одном регионе, у которых общая историческая судьба, сложился высокий уровень сходства их социальной организации и регуляции, правовых и политических систем, форм хозяйственного уклада и т.д.
Понятия культуры и цивилизации не тождественны. Они имеют много общего, но между ними существуют и различия. Три основные точки зрения на соотношение культуры и цивилизации:
Первая точка зрения. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют существенные различия. Английский историк Арнольд Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.
Вторая точка зрения. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Французский историк Фернан Бродель считал, что цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего, духовных явлений.
Третья точка зрения. Резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Немецкий философ, культуролог Освальд Шпенглер – автор концепции циклического развития культуры. В книге «Закат Европы» (1918-1922) говорит, что цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. В цивилизации господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Концепция О. Шпенглера основана на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации.
Более приемлемыми представляются первые две точки зрения к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между культурой и цивилизацией действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. В повседневной жизни мы не слишком различаем их. Цивилизованность предполагает наличие некоего уровня культуры, а культура, в свою очередь, включает в себя цивилизованность.
Когда появились культура и цивилизация? Культура сформировалась раньше, и в этом смысле она старше цивилизации, которая сложилась на стадии, пришедшей на смену эпохе варварства. Цивилизация возникла в результате неолитической революции (в железном веке) благодаря которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения, главным из которых был переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящей технологии (земледелие и скотоводство).
На протяжении многих веков ведутся споры о том, что именно отделяет одну цивилизацию от другой. Было выделено множество критериев, среди которых наиболее важными являются:
1) географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Ш. Монтескье, Л. Л. Мечников); эта концепция получила название географического детерминизма;
2) особенности технологического развития (А. Тойнби),
3) религия (А. Тойнби, М. Вебер);
4) особенности этнической истории (Л. Н. Гумилев);
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.