1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
посадника Остромира.
Автор "Остромировой летописи" начинает изложение русской истории с
построения Киева и тут же уравнивает хронологически с этим общерусским
событием свою местную северную историю, говоря о том, что словене, кривичи и
другие племена платили дань "в си же времена". Рассказав об изгнании
варягов, "насилье деявших", за море, автор описывает далее войны между
племенами.
"Словене свою волость имяху. (И поставиша град и нарекоша и Новъгород и
посадиша старейшину Гостомысла.) А Кривичи -- свою, а Меря -- свою, а Чюдь
-- свою [волость]. И въсташа сами на ся воевать и бысть межю ими рать велика
и усобица и въсташа град на град и не бе в них правды. И реша к собе "поищим
собе кънязя, иже бы владел нами и рядил по праву". Идоша за море к Варягам и
реша: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету. Да пойдете к нам
къняжить и владеть нами".
Далее описывается приход Рюрика, Синеуса и Трувора к перечисленным
северным племенам: Рюрик княжил у словен, Трувор -- у кривичей (под Псковом
в Изборске), а Синеус -- у веси на Белоозере; меря по этой легенде осталась
без князя.
Историки давно обратили внимание на анекдотичность "братьев" Рюрика,
который сам, впрочем, являлся историческим лицом, а "братья" оказались
русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел "с роды
своими" ("sine use" -- "своими родичами" -- Синеус) и верной дружиной ("tru
war" -- "верной дружиной" -- Трувор).
"Синеус" -- sine bus -- "свой род".
"Трувор" -- thru waring -- "верная дружина".
Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского
сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший
шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за
имена его братьев. Достоверность легенды в целом и в частности ее
географической части, как видим, невелика. В Изборске, маленьком городке под
Псковом, и в далеком Белоозере были, очевидно, не мифические князья, а
просто сборщики дани.
Легенды о трех братьях, призванных княжить в чужую страну, были очень
распространены в Северной Европе в средние века. Известны легенды о
"добровольном" призвании норманнов в Ирландию и Англию. В Ирландию прибыли
три брата с мирными целями под предлогом торговли (как Олег в Киев). Вече
ирландцев оставило братьев у себя.
Видукинд Корвейский в своей "Саксонской хронике" (967 год) рассказывает
о посольстве бриттов к саксам, которые сказали, что "предлагают владеть их
обширной и великой страной, изобилующей всякими благами" (вспомним летопись:
"земля наша велика и обильна..."). Саксы послали три корабля с тремя
князьями. Во всех случаях иноземцы прибывали со своими родичами
("синеусами") и верной дружиной ("труварами").
Близость летописной легенды о призвании варягов к североевропейскому
придворному фольклору не подлежит сомнению. А двор князя Мстислава, как
увидим ниже, был родственно близок к тому, о котором писал Видукинд.
Было ли призвание князей или, точнее, князя Рюрика? Ответы могут быть
только предположительными. Норманнские набеги на северные земли в конце IX и
в X веке не подлежат сомнению. Самолюбивый новгородский патриот мог
изобразить реальные набеги "находников" как добровольное призвание варягов
северными жителями для установления порядка. Такое освещение варяжских
походов за данью было менее обидно для самолюбия новгородцев, чем признание
своей беспомощности. Приглашенный князь должен был "рядить по праву", то
есть мыслилось в духе событий 1015 года, что он, подобно Ярославу Мудрому,
оградит подданных какой-либо грамотой.
Могло быть и иначе: желая защитить себя от ничем не регламентированных
варяжских поборов, население северных земель могло пригласить одного из
конунгов на правах князя, с тем чтобы он охранял его от других варяжских
отрядов. Рюрик, в котором некоторые исследователи видят Рюрика Ютландского,
был бы подходящей фигурой для этой цели, так как происходил из самого
отдаленного угла Западной Балтики и был чужаком для варягов из Южной Швеции,
расположенных ближе к чуди и восточным славянам.
Наукой недостаточно разработан вопрос о связи летописных варягов с
западными, балтийскими славянами. Археологически связи балтийских славян с
Новгородом прослеживаются вплоть до XI века. Письменные источники XI века
говорят о торговле Западной Балтики с Новгородом. Можно допустить, что если
призвание иноземного князя имело место в действительности как один из
эпизодов противоваряжской борьбы, то таким князем мог быть Рюрик Ютландский,
первоначальное место княжения которого находилось по соседству с балтийскими
славянами. Высказанные соображения недостаточно обоснованны, чтобы на них
строить какую-либо гипотезу.
Продолжим рассмотрение летописи 1050 года, впервые в русской книжности
введшей легенду о призвании варягов:
"И от тех варяг, находьник тех, прозъвашася варягы; и суть
новъгородьстии людие до дьньшьняго дьне от рода варяжьска".
Эта обыкновенная фраза, объясняющая наличие шведов среди горожан
Новгорода (подтвержденное разными вариантами Русской Правды), у других
летописцев, как увидим далее, претерпела изменения, использованные
норманнистами.
Далее летопись 1050 года говорит:
"И бысть у них [у варягов] князь именъм Ольг, мужь мудр и храбр..."
[далее описывается разбойнический захват Олегом столицы Руси Киева] "и беша
и у него мужи варязи, словене и отьтоле прозъвашася русию".
По совершенно ясному смыслу фразы войско Олега, состоявшее, как позже у
Ярослава Мудрого, из варягов и словен, после овладения Киевом стало
называться Русью. "Оттоле", то есть с того срока, как Олег оказался
временным князем Руси, его воины и стали именоваться русью, русскими.
Совершенно исключительный интерес для уяснения отношения варягов к
северорусскому политическому строю представляет сообщение о дани варягам:
"А от Новагорода 300 гривен на лето мира деля, еже и ныне дають".
Дань, выплачиваемая "мира деля", есть откуп от набегов, но не
повинность подданных. Подобную дань киевские князья позднее выплачивали
половцам, для того чтобы обезопасить себя от неожиданных наездов. Византия в
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации